"Еще раз про любовь"

"Еще раз про любовь"

35 лет назад вышел на экраны Советского Союза этот фильм. Его посмотрели 38 миллионов зрителей.
Интересна предыстория создания фильма. В 1968 году Георгий Натансон снял скромный фильм “Старшая сестра” по сценарию А. Володина. При запуске его в производство большинство членов художественного совета “Мосфильма” были против. Какое же это кино, где действие картины происходит в одной комнате? Представленные к кинопробам молодые, никому не известные актеры Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Виталий Соломин, Инна Чурикова художественному совету не понравились и не были утверждены. Не был утвержден и Михаил Жаров. С этим, дескать, выдающимся актером, снимавшимся у самих С. Эзенштейна, Г. Александрова, Г. Козинцева, молодой режиссер не справится. Искать новых актеров - постановил Худсовет. Заступился И. Пырьев: “Картина не дорогая, пусть ее снимет Георгий Натансон - режиссер молодой, если будет брак - спишем”, но присоединился к мнению членов худсовета - искать новых актеров.
Георгий Натансон добился приема у председателя Комитета по кинематографии А. В. Романова. Рассказал о своей беде и вере в актеров, еще никогда не снимавшихся в кино. “Но ведь это постановление самого Худсовета Мосфильма! Как я могу отменить его решение? - воскликнул высокопоставленный чиновник”. И тогда я заплакал, - вспоминает Георгий Григорьевич”. Романов растрогался: “Хорошо. Впервые я вынесу пробы актеров на заседание ближайшей коллегии”. На этом высоком форуме присутствовал незабвенный Сергей Апполинарьевич Герасимов. Не без его авторитетного мнения всех актеров утвердили.
Фильм “Старшая сестра” Романову понравился. Еще до выхода на экраны в СССР его послали на декаду советского кино в Рим и Милан.
Из 10 советских фильмов, представленных на декаде советского кино в Италии, самым большим успехом пользовалась “Старшая сестра”. Лучший неореалистический фильм советского кино - определили кинорежиссеры Италии. Было много прессы, выходили журналы с портретами белокурой красавицы Татьяны Дорониной на обложках. Ее забрасывали цветами, за ней ходили толпы кино- и телерепортеров.
Затем огромный успех фильма в Советском Союзе. 25 миллионов зрителей. Читатели журнала “Советский экран” назвали Доронину лучшей актрисой года.
На этой волне Эдвард Радзинский предлагает Георгию Натансону экранизацию его пьесы “104 страницы про любовь”. Сценарий пулей проходит на Мосфильме и его представляют на утверждение в Главную редакцию Комитета по кинематографии. Более месяца нет ответа. Натансон обращается вновь к А. В. Романову. Тот вскинулся: “Как вы, Георгий Григорьевич, поставивший “Старшую сестру” и открывший Татьяну Доронину, могли взяться за постановку пошлого и антиморального сценария какого-то Радзинского?! “Еще раз про любовь”?! Девушка, познакомившись у ресторана с молодым человеком, проводит с ним ночь в постели. Чему вы собираетесь учить нашу молодежь? Главная редакция сценария не приняла, и я утвердил ее решение. Вы хороший режиссер, найдите другой сценарий...” Алексей Владимирович для убедительности даже пристукнул по столу.
Более полугода я обивал пороги Госкино. Поклялся первому заместителю председателя В. Баскакову, что не сниму пошлую картину. И он втайне от Романова разрешил начать съемки. На главную мужскую роль пробовался Владимир Высоцкий. Он трепетно отнесся к моему предложению и даже просил изготовить ботинки на высоких каблуках, чтобы казаться выше Татьяны Дорониной. Пробы были интересны, но после долгих раздумий с Эдвардом Радзинским мы все же остановились на Александре Лазареве. Он больше подходил к Дорониной. Володя Высоцкий был огорчен.
Готовый фильм представили В. Баскакову. Он сказал только одно слово: “Спасибо”. А через месяц меня вызвал Романов: “Я же запретил вам снимать “Еще раз про любовь”. Почему ослушались? Из-за вас Баскаков получил выговор”. Потом улыбнулся и добавил: “Вот на столе серебряная ваза - это вам премия “Гран-при” за фильм на международном кинофестивале в Колумбии”.
На золотой пластинке, прикрепленной к вазе, по-испански было написано: “Георгию Натансону за мастерство режиссуры и за высокие моральные качества фильма “Еще раз по любовь”. Мне на бумажке вручили перевод с испанского, а вазу оставили в Комитете для музея. Так эту вазу я больше и не увидел.
Интересно, что на конкурс была представлена совсем другая картина, но ее не утвердила приемная комиссия. При просмотре семи фильмов, которые взяли с собой два представителя отдела внешних сношений Комитета по кинематографии для показа вне конкурса, приемная комиссия остановилась на фильме “Еще раз про любовь”. Испуганные чиновники стали названивать А. В. Романову в Москву. Не дозвонились. И тогда, отчаявшись, решили показать фильм послу Советского Союза в Колумбии. “Картина отличная. Давайте ее на конкурс под мою ответственность”, - вынес свой вердикт посол.
Ну а дальше - известно. Триумфальный успех фильма в СССР. Зрители штурмовали кинотеатры. Очереди в кассах. Более 38 миллионов зрителей!
Спустя десятилетия, в наше время, фильм “Еще раз про любовь” и светит, и греет, не сходит с экранов всех каналов центрального ТВ.
“Я всегда ставил фильмы “зрительские“, общедоступные, без режиссерских выкрутасов. И то, что мои фильмы всегда были востребованы десятками миллионов зрителей, для меня было радостью и вдохновением”, - говорит Георгий Григорьевич Натансон.
Оценить статью
(0)