ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Бизнес от демократии <br><i>Made in Russia</i>

Бизнес от демократии <br><i>Made in Russia</i>

Профессиональная пропагандистская кампания – залог успешного участия партии в выборах. Ведь главная задача - уговорить @ избирателей за нее проголосовать. Как показывают исследования, устойчивые политические предпочтения сформированы только у трети избирателей, остальные либо колеблются, либо вообще не собираются участвовать в голосовании. За них – абсентеистов и колеблющихся, и развернется основная борьба. Победит в ней тот, кто сумеет внушить доверие или просто понравиться избирателям. Сделать это за оставшиеся три месяца – задача крайне сложная. Россияне разочарованы в политике, а множество партий – участников голосования, своей разноголосицей создали в их головах полную сумятицу.
Социологические опросы показывают – избиратели знакомы только с известными и крупными партиями, названия же многих, недавно образованных, им просто незнакомы. Политиков, однако, это не смущает. Возбужденные заманчивыми перспективами будущей депутатской карьеры (либо ее продолжением), они рассчитывают кто на поддержку Кремля, кто – на деньги спонсоров, кто - на профессиональных политтехнологов. Однако набрать 5% голосов (обычно на парламентских выборах голосует немногим больше половины избирателей) – значит, заручиться голосами примерно 3 млн. человек, а это немало. Решить эту задачу смогут далеко не все сегодняшние кандидаты.
Технологию современного российского электорального поведения решил изучить фонд «Общественное мнение». Согласно данным последнего опроса, 47% наших сограждан всегда участвуют в выборах, которые проходят в стране, причем число заявивших это с ноября прошлого года упало на 5% (в данный период, кстати, выборов было не так много). Тех, кто заявил «часто» - 20% (увеличение на 6%), заявивших «редко» - 21% (этот показатель не изменился), «никогда» - заявили 9% (было 10%), затруднились ответить 3%.
А теперь – показатель демократизации избирательного процесса. В том, что выборы отражают мнение народа, в начале сентября заявили только 34% россиян, в апреле с.г. таких было 44% (!). Чья заслуга в том, что граждане начинают разочаровываться в конституционных нормах – стоит задуматься.
О том, что выборы не отражают мнение народа, в ходе опроса заявили 52% респондентов, в апреле таких было 42% (!). Затруднились ответить 13% (14%). Наверное, нелегко агитировать человека, уверенного в том, что если он пойдет на выборы и проголосует, то его мнение ровным счетом ничего не будет означать.
А теперь – результаты опроса экспертов с аналогичной тематикой. Они очень показательны, так как эксперты – представители властной, интеллектуальной и медиа-элиты – то есть, те, кто пропагандой и агитацией как раз и занимается.
В ходе опроса ФОМ 66% экспертов заявили, что выборы отражают мнение народа, 34% - не отражают. При этом из них всегда голосуют 80%, часто – 11%, редко – 6%, никогда – 3%.
Что думают эксперты о доверии россиян к избирательной системе? Больше всего (25%) экспертов считают, что 41-50% избирателей уверены в том, что выборы отражают мнение народа, однако 34% высказали мнение, что 40-51% избирателей считают, что не отражают.
Обусловлено ли электоральное поведение россиян их интересом к политике? Безусловно. В ходе опроса 47% респондентов сказали, что интересуются политикой (ровно столько, сколько всегда голосуют). В феврале 2001 г. этот показатель был равен 43%. Не интересуются политикой, согласно данным опроса, 47% (54%), 7% затруднились ответить.
Парадоксальный результат! Число интересующихся политикой граждан увеличивается, а в демократические принципы верят все меньше и меньше людей.
А теперь, главное – о действенности оружия пропагандистов - СМИ. 38% респондентов в ходе опроса заявили, что информация о политической жизни за последние несколько лет стала более интересной, 29% - считают, что осталась такой же, менее интересной – сказали 15%, затруднились ответить – 18%. Жаль, что социологи не уточнили понятийный аппарат – что вкладывают россияне в понятие «интереснее», осталось за кадром.
Насколько далека от политики частная жизнь россиян? 28% респондентов, отвечая на вопрос о том, обсуждают ли они события российской политической жизни, сказали, что обсуждают. Столько же (28%) - не обсуждают, 16% делают это практически ежедневно, 14% - несколько раз в неделю, 10% - несколько раз в месяц.
Отвечая на вопрос, почему они занимаются политикой, группа респондентов сказала: хочу быть в курсе событий - 17% (Москва – 22%). Варианты ответов этой группы: хочу знать, что происходит в мире – 5%, хочу знать, что происходит в стране – 5%, хочу быть в курсе событий в целом – 5%, хочу разбираться в политической ситуации в стране – 2%.
10% респондентов ответили: политика влияет на жизнь людей (Москва – 16%). Варианты ответов этой группы: от политики зависит наше будущее - 6%, политика оказывает влияние на жизнь людей в целом – 5%.
Это интересно - так ответили на вопрос 5% респондентов. Происходящее в стране мне небезразлично – 4%. Интересоваться политикой необходимо – заявили 4%. Привычка, воспитание – 1%. Личные причины, по роду деятельности – 1% (Москва – 5%!). Больше интересоваться нечем – 1%. Другое – 1%. Нет времени, много других проблем – 1%. Затруднились ответить - 60% (Москва – 41%).
Отвечая на вопрос, почему они не интересуются политикой, респонденты ответили: нет времени, много других проблем – 12% (Москва – 7%). Это неинтересно – 10% (Москва – 7%).
Политики не вызывают доверия – сказали 6% (Москва – 7%). Варианты ответов - политики занимаются пустословием (3%); политики не заботятся о народе, жизнь не изменяется к лучшему (2%); нет доверия к политикам в целом (2%); политики своекорыстны (1%).
Возраст и здоровье не позволяют – сказали 3%. Я не разбираюсь в политике - ответили 2%. Надоела политика – сказали 2%. Это бессмысленно – 2%. От нас ничего не зависит – 2%. Политика – грязное дело – 1%. Интересуюсь, но мало – 1%. Другое – 1%. Затруднились ответить – 63% (Москва – 68%).
У экспертов картина восприятия иная. Отвечая на вопрос об интересе к политике, 97% сказали, что интересуются ею. Рассуждая об интересе простых россиян к политике, наибольшая группа экспертов (25%) сказала, что интересуются политиков примерно 21-30% россиян. Около 30% экспертов предположили, что 41-50% россиян не интересуются политикой. Остальные ответы набрали меньшее значение.
Отвечая на вопрос о том, интересовались ли эксперты политикой в той же степени, что и сейчас, несколько лет назад, они сказали – в большей 29%, в той же – 60%, в меньшей – 11%.
Используют СМИ для получения ежедневных новостей о политике 95% экспертов, 4% используют с этой целью СМИ 3-4 раза в неделю, 1% - 1-2 раза в неделю.
Оценивая количество политических материалов в СМИ, эксперты ответили: слишком много – 28%; столько, сколько надо – 48%; слишком мало – 22%; затруднились ответить – 2%.
Оценивая качество политического материала в СМИ по сравнению с несколькими годами ранее, 19% экспертов сказали, что она стала более интересной, 25% - что осталась такой же, 51% - затруднились ответить.
Можно ли доверять политической информации в СМИ? По мнению 58% - нет, по мнению 28% - да, 14% затруднились ответить. Самая большая доля экспертов (25%) считает, что 41-50% россиян не доверяют информации о политике, которую преподносят СМИ. 29% экспертов полагает, что 21-30% россиян доверяют политической информации в СМИ. Остальные ответы набрали меньше голосов.
Результаты представленного опроса довольно показательны. Во-первых, они проводят четкую грань между московскими избирателями и избирателями остальной России, а это - примерно 10% активных участников голосования, которые гораздо более политизированы, чем остальные. Во-вторых, на основании данного исследования можно сделать парадоксальный вывод – представители власти и медиа-элиты признались, что политической информации в СМИ (то есть, их информационному продукту), нельзя верить, и все об этом знают – и они сами, и избиратели.
Спрашивается, зачем тогда все играют в эту игру? Ведь половина россиян всегда участвует в выборах, по сути, понимая всю бесперспективность этого занятия. Или же речь идет просто о прибыльном бизнесе, который, реализуя очень важный конституционный принцип, обогащает его участников и создает видимость демократии одновременно?
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту