ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Русский язык возвращается

Русский язык возвращается

18 сентября состоялась пресс-конференция А. Кондакова, председателя комиссии «Учебник» Комитета по образованию стран @- участниц СНГ, вице-президента российского книжного союза, генерального директора государственного издательства «Просвещение». Беседа прошла на тему «Русский язык на постсоветском пространстве: проблемы русскоязычного образования и книгоиздания».
Язык – это не только средство общения, но и связь с культурными корнями, а потому возможность получения образования на русском языке для многих наших соотечественников в странах СНГ очень важна. Не менее важно и для России распространение русского языка за ее пределами, потому что вместе с языком распространяется и политическое влияние, устанавливаются и укрепляются дружественные взаимоотношения. К сожалению, долгое время об этом предпочитали не думать. Результатом стало сокращение количества изучающих русский язык за пределами России с 25 млн. до 4 млн., а невнимание к проблеме соотечественников привело к тому, что большинство из них оказались в ситуации информационного и культурного шока.
Вместе с тем, многие, и не только русские, люди в странах бывшего Советского Союза хотели бы, чтобы их дети посещали русские школы. Обусловлено это не только желанием продолжать образование в России, но и тем, что создание учебно-методической литературы на государственных языках по таким специальностям, как, например, радиоэлектроника, очень дорого и требует много времени, а потому подготовка таких специалистов возможна только на русском языке. Данная проблема была осознана некоторыми государствами бывшего Советского Союза, и русский язык получил статус второго государственного языка. Именно так поступила Армения в 1998 г., ее примеру недавно последовал Таджикистан. Упорно сопротивляться этой тенденции продолжают такие государства, как Казахстан и Украина, где большинство населения русскоязычное, а преподавание на русском языке стремительно сокращается.
Не последнюю роль в сокращении преподавания языка играет и то, что выделяется не так много средств для издания соответствующих учебников, подготовки и переквалификации кадров. В рамках деятельности Комиссии по делам соотечественников за рубежом в страны СНГ поставляется учебная литература по запросам образовательных учреждений и российских посольств. В настоящее время на эти цели Россия выделяет 40 млн. рублей, на которые можно купить приблизительно 800 тыс. экземпляров. Если учесть, что каждому школьнику ежегодно в среднем надо 8 учебников, а срок жизни учебника составляет 4 года, то на указанную сумму обеспечить учебниками на 100% можно приблизительно 400 тыс. учеников. Однако только в одном Казахстане русскоязычных учащихся более полутора миллиона человек. На будущий год предполагается увеличить сумму, выделяемую на закупку российских учебников, но она все равно не достигнет необходимого уровня, а тем временем, одной из причин закрытия русскоязычных школ является именно недостаток учебников.
«Проблема образования на русском языке очень многоплановая, и мы могли бы говорить о влиянии российского образования и экспорте образовательных услуг в гораздо более широком контексте, - сказал А.Кондаков.- К этой теме обращался президент и правительство, и сейчас эта тема стоит очень остро, особенно в условиях информационной революции, когда образование становится одним из серьезнейших ресурсов развития любого государства». Особое внимание А.Кондаков обратил на то, что в России сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, а миграция из стран СНГ продолжает расти, и России в этих условиях было бы выгодно, чтобы приезжали образованные и адаптированные к нашим условиям люди. Для этого надо приложить максимум усилий, чтобы они как минимум знали русский язык. Пока же практика показывает, что дети 15–16 лет, живущие в Ереване или Баку, скорее найдут с нами общий английский, а не русский язык.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту