Умирающий старец лежит в постели, а рядом, на тумбочке, в погнутой оправе лежат очки с разбитыми розовыми стеклами... Итог жизни.
Можно, конечно, прожить и так. Только зачем? Чтобы как раз чего–то важного, самого главного, так и не узнать? Прожить в иллюзии и считать это настоящим? Принять подделку за оригинал? И вместо жизни потреблять ее суррогат... В этом есть прелесть какого–то спокойствия. Для одних.
Для других — тоска потребления второсортицы. А хочется настоящего вкуса! Насыщенного и терпкого. Натурального. По высокой цене. Коньяка, а не коньячного напитка с сивушным вкусом. Французских духов, а не польского розлива. Лайки, а не кожзаменителя в трещинах. Поэтому при слове “имидж” у этих, других, сводит скулы. “Имидж” — это, по сути, обман. Это — образ. Это выдача желаемого за действительное. Например, имидж делового человека — и все понимают, что это такое. Костюм, галстук, папка с документами или барсетка, идеально начищенные ботинки, дорогие часы, кредитная карта. Является ли носитель оных атрибутов действительно деловым — неизвестно. Но он хочет, чтобы его таковым считали. Он создает такой образ. И далеко не всегда этот образ совпадает с личностью носителя. Как маскарадная маска.
Чаще всего имиджевые технологии применяются к политикам или крупным фирмам, отмечает «Заполярная правда». Чтобы избрали политика, он должен понравиться. А что нравится сегодня людям? Стабильность? Давайте создадим ему имидж стабильного, уверенного в себе человека — и победа обеспечена! Получается, что мы выбираем не человека, а образ. Фантом. Созданный телевидением и газетами. То же самое применительно к фирмам, корпорациям и банкам, когда нас призывают верить их многолетнему опыту. Каков этот опыт, еще неизвестно, но есть имидж... Он хоть и создан искусственно, но противопоставить ему нечего.
Другой информации нет. Имидж требует ее тщательного сокрытия. Деньги растут в тишине...В предвыборную кампанию — имиджи мельтешат, как ненормальные. Но до чего забавно иногда смотреть! Особенно смешно, когда представляешь, что вместо этого кандидата достаточно снять телекамерой лицо любого! Другого! и эффект будет тот же самый. Так чем же именно этот выделяется, что за него надо голосовать? Да ничем. Ему просто создают имидж.
Почему–то еще считается, что люди семейные пользуются большей симпатией у избирателей, чем холостые. Откуда такое заблуждение? Какая связь между супружеством и хорошим управлением? Можно ни разу не изменить жене и при этом не уметь управлять даже собственной семьей. Или, наоборот, изменять налево и направо, но при этом быть прекрасным руководителем. Можно быть и холостяком и прекрасным руководителем одновременно. Что за стереотип с этим штампом в паспорте? Может поэтому, когда наступает выборная страда, все кандидаты становятся безликими и вылизанными? Они не себя преподносят избирателям. Они преподносят свой имидж. То, чего от них ждут. Ждут хорошего семьянина — будет хорошим семьянином, даже, если вчера собирался развестись. Ждут спокойного и уверенного в себе — получите, распишитесь. Что надо, то и нарисуем. Магия имиджа.
Где же увидеть их настоящими? Людям не нужны образы. Нужны живые люди. Даже ребенок знает, что не бывает людей без недостатков. А кандидатам в политику разве что крыльев не хватает. В каком инкубаторе их выращивают? Рубашка, галстук, примерный муж и отец (сына, дочери, сыновей, дочерей — нужное подчеркнуть), имеет опыт..., прошел путь... фото — фас, профиль... Ах…. Слезы наворачиваются.
А жены – заботливые, а какие хозяйки! Не у кандидатов таких жен не бывает! Только у кандидатов! Да. Только у них. И обязательно припудрить все это сентиментальностью. Это в моде. Старое доброе время: комсомольская юность, наивный мальчишка, колбаса по рубль восемьдесят, старушка–мать, голодное студенчество или заочное обучение (возможности не было, но мечтал... мечтал...), музыка 70–х, песни у костра в походах, про то, как встретил будущую жену. Подойдет любое перечисление. В конце не забыть упомянуть, что здоров и полон сил — лучше показать лыжную прогулку или забитый гол на футболе. И, конечно же — как попал на Север.
Это придаст имиджу романтичности. Ощущение, что он один из нас. Крупным планом глаза, повлажневшие от воспоминаний... Мед, намазанный на варенье и политый густым сиропом... Да дайте же кто–нибудь платок. Протереть розовые очки. Так и хочется спросить — у них нимб никогда набок не съезжал? Неужели за всю многотрудную мужскую жизнь им не приходилось напиться в стельку, поругаться с женой или потратить совсем не туда семейные деньги? Они никогда не совершали ошибок? Если так, то они не интересны как мужчины в принципе. А уж как мэры — тем более. Если мужчина не совершал ошибок, значит, у него не было необходимости их исправлять. Он не умеет этого. Он не владеет механизмом решения проблем. За таких замуж не выходят и в мэры не избирают. А управлять–то городом будет человек, а не образ. Есть другой вариант — за его образом будут управлять совсем другие люди, которых мы не выбирали и даже не думали.
Избирателю, абсолютно до лампочки, какая трудная, но интересная биография была у кандидата до встречи с политикой. Интересно то, каким механизмом решения проблем он владеет. И в достаточной ли степени?
Еще интересна степень гибкости его характера. Умение вести диалог. Любой вопрос в политике — это всегда предмет договора сторон. Интересует его умение влиять на ход диалога, рычаги этого влияния. Дипломатичность, так сказать. И, конечно, любопытна его личная самостоятельность в действиях и решениях. По жизни. Но в отснятых клипах и распечатанных агитках такие качества не рекламируются. Вместо этого нам подсовывают накрахмаленный воротничок примерного семьянина, его диплом, верную подругу и какой–нибудь слоган. Предвыборные кампании стали скучны одинаковостью.
Имиджмейкеры ломают голову, чтобы создать образ кандидату. Репетируют речь и движения. Пиарщики сбиваются с ног, чтобы этот образ понравился избирателям. И доказывают, что именно он необходим населению. Образы в театре, образы в жизни. Или жизнь — театр... Но выборы длятся два дня. А потом четыре года образ, придуманный за деньги, может и не решить ваших проблем. Он же не настоящий. Он — образ. Он, наверное, хороший муж и отец. И диплом у него не купленный. И жена печет пироги по воскресеньям и ездит на автобусе... пока. Но какое это имеет отношение к умению разруливать сложные ситуации и расшивать узкие места? О человеке всегда больше всего говорили не образы и не сплетни, а личные поступки. Пожалуй, с этой позиции стоит выбирать того, к кому обратишься в сложной ситуации. Завораживаться магией имиджа небезопасно...