Эксперты международной аудиторской компании Ernst & Young выступили с оптимистичным @ прогнозом для России. Констатировав, что немецкие инвесторы до недавнего времени относились к России с большой опаской, они выразили уверенность в том, что скоро все будет иначе.
В бестселлере американского писателя Джонатана Франзена «Коррективы», который запоем поглощала в минувшем году читающая европейская публика, один из главных героев оказывается втянутым в маркетинговую аферу, жертвы которой приглашаются осуществлять капиталовложения в Литве на неслыханно выгодных для инвесторов условиях, напоминает DW-World. Трест, разумеется, лопнул, и обещанный экономический рай обернулся не только для обманутых инвесторов, но и для самого героя романа постсоветской реальностью похуже дантевского ада. А сколько реальных инвесторов были вынуждены обивать пороги восточно-европейских судебных инстанций, добиваясь своего восстановления в правах собственника...
Перспектива оказаться в условиях "неблагоприятного" инвестиционного климата не самым лучшим образом мотивирует немецкие компании вкладывать капитал в экономику стран Восточной Европы, отмечают эксперты. Но большинство тех, кто все-таки решился на подобный шаг, результатами своей хозяйственной деятельности, как правило, довольны.
Страны Восточной Европы расположены в непосредственной близости от штаб-квартир немецких предпринимателей, чего не скажешь о Китае, который сегодня активно преподносится как рынок будущего. В то же время, большой рыночный потенциал эксперты усматривают и на востоке Европы. Поэтому интерес немецких предпринимателей к региону не только не затухает, но даже растет. Лишь каждый десятый западный инвестор оценивает рамочные условия в восточноевропейских странах как «плохие». Именно такие выводы сделали из проведенного недавно исследования эксперты международной аудиторской компании Ernst & Young.
Авторы проекта опросили представителей нескольких сот компаний. Оказалось, что самыми популярными среди немецких инвесторов являются Чехия, Польша и Венгрия. К России немецкие инвесторы относились до недавнего времени с большой опаской, однако перспективы на будущее вырисовываются вполне оптимистичные, говорится в исследовании Ernst & Young.
Каждый третий предприниматель, планирующий выход на рынки Восточной Европы, намерен инвестировать и в Россию. Например, немецкий производитель знаменитого квадратного шоколада "Ritter Sport" Alfred Ritter GmbH & Co. Kg уже приступил к строительству в Москве новой фабрики по выпуску шоколадной продукции.
Наилучшие рамочные условия, согласно исследованию, предоставляет западным предпринимателям Венгрия. Инвестиционный климат в России гораздо лучше его репутации, утверждают работающие там западные инвесторы. "Плохое помнится дольше, чем хорошее", - отмечает в этой связи Шпильман. И всё-таки, следует основательно подготовиться к выходу на новый рынок, в частности, принимать участие в кооперационных биржах, проводимых нередко при государственной поддержке и дающих представление о рамочных условиях в стране, о программах финансирования и различных льготах для иностранных предпринимателей, отмечает DW-World.
Прямые инвестиции составляют значительную долю в иностранных капиталовложениях в Восточной Европе. За производством следуют торговля и покупка акций уже существующих компаний. Наиболее часто осуществляются совместные проекты в сфере сбыта. "Лишь малая часть вложенных средств уходит в основной капитал предприятия," – указывает глава немецко-чешской компании TTS Tooltechnic Systems. Гораздо важнее для успеха фирмы - конкурентоспособные структуры и мотивированные менеджеры и сотрудники.
Что же касается рынка будущего – Китая, то здесь размах еще более впечатляет. Шесть миллиардов евро... Именно столько намерен инвестировать Volkswagen в свои китайские предприятия. Руководство концерна предельно чётко сформулировало стратегическую задачу: в ближайшие пять лет объёмы производства в КНР необходимо удвоить. Если сейчас Volkswagen выпускает в Китае 800.000 автомобилей в год, то уже в 2008-м году с конвейеров должны сойти 1.600.000 машин. Нынешних производственных мощностей для решения столь амбициозной задачи явно не хватит, а потому председатель правления концерна Volkswagen Бернд Пишетсридер в середине июля в ходе визита в Китай официально объявил о строительстве в КНР сразу двух новых заводов. Один из них будет сооружён на юго-востоке страны, в Шанхае, где Volkswagen ещё в 1985-м году создал с китайскими партнёрами совместное предприятие, являющееся ныне самым крупным и самым современным в КНР производителем легковых машин. Но и этот завод в нынешних условиях уже слишком мал, а потому в Шанхае будут строить ещё один.
Другой новый проект Volkswagen начал реализовывать на северо-востоке страны, в городе Чанчуне. Здесь у немецкого концерна тоже имеется совместное предприятие, но уже с другим китайским партнёром, с так называемым Первым автомобильным объединением - First Automotive Works. Последняя поездка в Китай практически всего руководства «Фольксвагена» как раз и была приурочена к торжественной закладке фундамента нового завода в Чанчуне. Выступая на этой церемонии, Фолькер Вайсгербер, курирующий в правлении концерна Volkswagen азиатский регион, заявил: "Первостепенная задача новой фабрики – увеличить наши производственные мощности, чтобы мы могли сохранить конкурентоспособность и, соответственно, свою долю на китайском рынке".
Нынешнее крупномасштабное наступление концерна на китайском рынке – это именно контрнаступление, призванное удержать и закрепить лидерство. Дело в том, что всего несколько лет назад Volkswagen с помощью двух своих совместных предприятий контролировал примерно 50 процентов китайского рынка легковых автомобилей, то есть выпускал практически каждую вторую машину в стране. Однако в последние годы ситуация резко изменилась: в Китай пришли ведущие автоконцерны мира, привлечённые стремительно растущей покупательной способностью населения и значительным улучшением инвестиционного климата, вызванным вступлением Китая во Всемирную торговую организацию.
В результате теперь Volkswagen контролирует уже не половину, а всего треть китайского рынка, хотя буквально с каждым месяцем наращивает объёмы продаж. Так что решение удвоить производственные мощности, потратив на это шесть миллиардов евро, принималось в условиях резко обострившейся конкурентной борьбы между ведущими автоконцернами мира за лакомые куски китайского пирога. Правда, председатель правления концерна Volkswagen Бернд Пишетсридер подчёркивает, что в этой борьбе у его компании, пришедшей в КНР уже два десятилетия назад, имеется целый ряд козырей: "У нас – уникальный шанс: мы – единственные, кто имеет возможность осуществлять все инвестиции, необходимые для удвоения производственных мощностей, из доходов двух наших совместных предприятий. Это означает, что на расширение производства концерну Volkswagen не придётся переводить в Китай ни одного евро. На такое никто из наших конкурентов не способен".
Иными словами, предстоящие многомиллиардные инвестиции не станут тяжёлым бременем для бюджета компании. Но на слова Бернда Пишетсридера можно взглянуть и с совершенно иной точки зрения: Volkswagen не собирается выводить из КНР заработанные там деньги, а намерен все их вновь вложить в развитие китайской экономики. Это - козырь в переговорах с местными властями. Ещё один козырь – изменение модельной политики. До недавнего времени Volkswagen выпускал в Китае главным образом устаревшие модели. Отныне он будет предлагать всё более взыскательным китайским автолюбителям свои лучшие автомобили марок Volkswagen и Audi, в частности – самую массовую и самую успешную модель концерна: Volkswagen Golf. А потому в Чанчуне одновременно с церемонией закладки фундамента нового завода состоялся и торжественный пуск конвейера по производству “Гольфа”.
Уже в следующем году здесь собираются выпустить 50 тысяч автомобилей Volkswagen Golf. Плакаты с изображением этой машины развешаны сейчас повсюду в Чанчуне – китайском автограде с 4-х миллионным населением. Эта широкомасштабная рекламная акция доказывает: Volkswagen начал очень серьёзное производственное и маркетинговое контрнаступление на своих конкурентов.