Сергей Беликов: «Скинхеды

Сергей Беликов: «Скинхеды

Сергей Беликов: «Скинхеды

«Бритоголовые. Все о скинхедах» - под таким названием вышла книга С.Беликова, презентация которой  прошла  на днях в Институте  развития прессы. @ На мероприятии также присутствовали А.Брод, директор бюро по правам человека, Л.Седов, представитель ВЦИОМа, А.Рекемчук, директор независимого издательства «Пик». Проблема растущей популярности идей неофашизма давно беспокоит наше общество, однако до недавнего времени это были либо какие-то концепции того, почему же так происходит, либо просто эмоциональные заявления. Новизна представленной работы состоит в том, что С.Беликов предпринял попытку проследить историю развития этого явления, детально рассмотреть особенности различных организаций скинхедов, изучить идеологию этого движения, особенности психики этих людей. В книге также подробно описываются обычаи скинхедов, их социальные теории, правила поведения, организационная структура скин-движения, социальный состав, криминалогический аспект этого движения и многое другое. Говоря проще, в свет вышел своего рода справочник по скин-движению. Однако самое интересное в этом то, что сам автор никакого прямого отношения к бритоголовым не имеет. Он никогда не состоял ни в одной подобной организации и, судя по тому, что было сказано на пресс-конференции, не исповедует идей национализма и расизма.
Явление скинхедов, или, говоря на русский манер, бритоголовых, возникло в Англии в 60–80 гг. прошлого века. Для России это движение сравнительно новое, но в России оно приобрело резко политизированные формы. Большинство скинхедов в России исповедуют крайне расистские взгляды со значительным уклоном в сторону фашизма и национализма. Деятельность скинов обычно направлена на претворение в жизнь их примитивных расистско-националистических теорий. В России существует несколько групп скинов, придерживающихся коммунистической, антифашистской идеологии.
Принято считать, что скинхедов из массы обычных людей выделяет их характерный внешний вид, что, конечно, в определенной степени верно. Вместе с тем, «после того, как на скинхедов стали обращать больше внимания, они начали маскироваться. Они ушли от театральных представлений и громких акций», - отметил С.Беликов. Теперь в большинстве своем они не бросаются в глаза, а о точном их числе нам еще только предстоит узнать. Меняется и социальный состав. Теперь в рядах скинхедов все больше людей старше 18 лет, а также девушек и женщин.
Число носителей скин-культуры, как было сказано на пресс-конференции, исчисляется тысячами, а сочувствующих им еще больше. Исследования показывают, что идею «Россия для русских» поддерживают около 15% россиян старше 18 лет, а 35% признают, что эта идея здрава.
Тактика скинхедов также претерпевает изменения. Теперь это - не большие группы подростков, одетых в камуфляж, а несколько самых обыкновенных людей, которые нападают в общественном транспорте или просто на улице на негров или просто лиц неславянской внешности. Единых лидеров у них нет, как и какого-то финансирования. Есть только известные личности этого движения и, главным образом, «идеологическая» помощь из-за рубежа в виде литературы и различной символики.
О бытующем в последнее время мифе, что между скинами и футбольными фанатами можно поставить знак равенства, автор сказал, что, конечно, есть среди скин-групп «фанатеющие» за ту или иную команду, но не каждый футбольный фанат является националистом, и не каждый бритоголовый настолько увлечен футболом, чтобы называться фэном. Вместе с тем прослеживаются глубокие и прочные связи между средой агрессивных футбольных болельщиков и бритоголовых. При этом единственно общее у них – это стремление к групповому сплочению, экстремизм и агрессия по отношению к «чужим», будь то болельщик другой команды или человек другой национальности или с иным цветом кожи.
Есть у скинов и своя печать, и своя музыкальная культура, и многое другое. Самое же интересное, что есть у скинхедов и свои связи с правоохранительными органами. Впрочем, как же без этого, когда, с одной стороны, их прямая обязанность «держать все под контролем», а с другой стороны, в их рядах служат такие же люди, которые также могут иметь свои убеждения. Что касается первого аспекта, то скинхедам от милиции сильно достается, здесь и выбитые зубы, и сломанные ребра, и выдавленные глаза, а с другой стороны, еще недавно шумели разбирательства по поводу того, что в прессу попала информация о том, что на базе Московского ОМОНа под предлогом переориентации молодежи тренировались группы скинхедов. Впрочем, как «переориентацию» с абсолютной уверенностью отличить от банальных тренировок?
Во властные структуры все чаще стали проникать люди, исповедующие националистические взгляды, и эта тенденция стала прослеживаться не только на местном, но и на федеральном уровне.
«Скинхеды – это мускулы неонацистской организации, но мускулы капризные», - сказал С.Беликов, намекая на то, что не грешат бритоголовые и тем, что по настроению могут громить «черных», а могут и не громить, а также могут «оказать услуги» за деньги. В качестве примера на пресс-конференции были приведены акции в Царицино и на Тверской, которые, кстати, как-то невзначай предшествовали принятию закона «Об экстремизме».
Есть у скинхедов и положительные качества. Например, они не употребляют наркотиков и при возможности «воспитывают» наркоторговцев. Устраивая погромы, они не занимаются грабежами и мародерством, т. к. считают ниже своего достоинства взять что-либо, принадлежащее неарийцу.

 

Оценить статью
(0)