Президент Путин вряд ли может себе позволить ратификацию Киотского протокола до выборов, @ но в течение следующего года решение принять все-таки придется.
3 октября в Москве заканчивается скандальная конференция по вопросам изменения климата, на которой российский президент Владимир Путин заявил, что Россия не готова ратифицировать Киотский протокол. Вместе с этим, у российского правительства было свыше двух лет на изучение протокола, уже ратифицированного в 118 странах, а все документы, необходимые для ратификации в России, уже подготовлены.
За торможением процесса ратификации протокола стоят, прежде всего, политические причины - оппозиция со стороны Министерства экономического развития, а также близость парламентских выборов. В случае ратификации Киотского протокола партии, поддерживаемые
Кремлем, попали бы под огонь критики со стороны оппозиции. Обязательства по снижению выбросов парниковых газов могут затормозить экономическое развитие - такое спорное утверждение используется как противниками ратификации, так и желающими использовать дискуссию вокруг Киотского протокола в предвыборной пропаганде.
Кроме того, из источника в Датском министерстве экологии стало известно, что российские официальные лица начали увязывать ратификацию Киотского протокола с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию, что ведет лишь к затягиванию процесса ратификации на неопределенное время.
Ожидаемая прибыль от ратификации Киотского протокола для России могла бы составить около $10 млрд. в следующие 10 лет только от реализации квот на выбросы парниковых газов. Еще около $10 млрд. Россия могла бы получить за счет участия в других механизмах, установленных в рамках протокола.
«На конференции в Москве Россия упустила возможность войти в историю, как государство, благодаря которому вступил бы в силу инструмент уменьшения вредного влияния промышленности на природу в мировом масштабе», - заявил Владимир Сливяк, сопредседатель международной экологической группы «Экозащита!». «Все это благодаря чиновникам, которые ведут крайне неэтичную политическую торговлю, постоянно изменяя условия, при которых Киотский протокол может быть ратифицирован в России. Оказывается, миллиардных инвестиций, которые можно получить за счет продажи квот, мало. Но не нужно забывать, что остальные страны не будут ждать Россию вечно - с 2005 года средства, предназначенные для покупки квот, начнут уходить в другие страны».
Судьба Киотского протокола сейчас зависит от России, однако это не значит, что без ратификации этого документа Москвой другие страны не станут торговать квотами на выбросы и осуществлять проекты в рамках установленных протоколом механизмов. Например, в ЕС с начала 2005 года открывается внутренний рынок квот на выбросы углекислого газа независимо от решения России и судьбы Киотского протокола.
В США открылась первая в мире биржа по торговле квотами, где уже зарегистрировано свыше 20 компаний, включая такого гиганта, как "Форд". Именно от президента Путина сегодня зависит, «заберет» ли Россия свои $20 млрд. вследствие ратификации протокола, и решение об
этом нужно принять не позже середины 2004 года. В противном случае, западные страны сформируют свои бюджеты на 2005 год ориентируясь на тех, кто уже готов торговать квотами, говорится в сообщении пресс-службы «Экозащита!».