ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Иван Мельников объяснил европейцам, что такое "административный ресурс"

Иван Мельников объяснил европейцам, что такое "административный ресурс"

Иван Мельников объяснил европейцам, что такое "административный ресурс"

С 8 по 10 октября в Москве по приглашению Центральной избирательной комиссии находится делегация @ Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. Цель зарубежных экспертов - определение масштаба предстоящей работы международных наблюдателей в ходе выборов в Государственную Думу. Делегация обратилась с просьбой об организации встречи с представителями руководства КПРФ.
9 октября такая встреча состоялась. Делегацию принял заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы, профессор Иван Мельников. Со стороны КПРФ во встрече также приняли участие юрист ЦК КПРФ Вадим Соловьев и заведующий международным отделом ЦК КПРФ Андрей Филиппов.
В отсутствие главы иностранной делегации - бывшего председателя Бундестага Германии Риты Зюссмут, - которая к моменту встречи еще не прибыла в Москву, международных наблюдателей представляли глава отдела по выборам Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Джеральд Митчелл из Великобритании, а также некоторые другие сотрудники Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Бюро ОБСЕ.
Иван Мельников подробно рассказал гостям о проблемах, с которыми сталкиваются участники предстоящих выборов. "Мы уже не раз выражали озабоченность характером избирательных кампаний в нашей стране. Это касалось и парламентских выборов в 1995 и в 1999 годах, и выборов президента страны в 1996 и 2000 годах. Наш десятилетний опыт участия в выборах показывает, что в России, к сожалению, нет демократических, честных выборов. И ситуация в лучшую сторону не меняется. Внешне мы видим множество полезных правильных инициатив, но реально каждые следующие выборы становятся все более предопределенными. Свежий пример - выборы в Чеченской Республике и в Санкт-Петербурге: власть сделала там все, чтобы выборы стали, по существу, безальтернативными. Формально - были кандидаты, но только одному из них, который поддерживался властью, были предоставлены все возможности, а остальные служили неким фоном".
Особое внимание Мельников уделил новой для наблюдателей проблеме - "административному ресурсу". Смысл этого непонятного многим иностранным специалистам термина требовал разъяснения. "Не секрет, что два основных конкурента на предстоящих парламентских выборах - партия власти "Единая Россия" и оппозиционная КПРФ. Обратите свое внимание на список "Единой России". Там около 40 высших административных чиновников, которые не ставят перед собой цели работать в Думе. Там 28 губернаторов, которые, естественно, не сложат с себя полномочия, а вместо них по списку автоматически подвинутся и пройдут в Думу люди, которые не известны населению, то есть не те, за кого избиратели будут голосовать. Формально нарушения законодательства здесь нет, но избирателей вводят в заблуждение. Понятно, что власти хотят привлечь дополнительные голоса за счет известности некоторых губернаторов. Опасно другое: во многих из этих регионов не будет равных возможностей при проведении агитационной кампании, а избирательные комиссии будут испытывать колоссальное давление при подсчете голосов. Некоторые уже сейчас считают результат предопределенным, так как региональные руководители и чиновники получают задания - кто и сколько должен набрать. Это и есть использование административного ресурса.
Другой пример. Федеральный список "Единой России" возглавляют два силовых министра - министр МВД Борис Грызлов и министр МЧС Сергей Шойгу. В список входят ряд их заместителей и сотрудников. По законодательству министр не может быть членом никакой партии. Формально они и не являются членами партии. Просто российская власть считает возможным занимать такую лицемерную позицию, когда Борис Грызлов может быть лидером партии, не являясь ее членом. Замечу, что по российскому законодательству при проведении выборов на МВД возложен ряд важных функций. Например, правильность подписных листов в спорных случаях проверяют чиновники именно этого министерства. Уверяю вас, в нашем обществе нет никаких сомнений, что вся вертикаль данного министерства работает на "Единую Россию". Это тоже административный ресурс.
Еще один пример. Проведите мониторинг СМИ - и вы увидите, что "Первый канал" и Российское государственное телевидение только и занимаются пропагандой "Единой России". Для всех это очевидно. Просто одни - смирились, а другие пытаются бороться. Раньше был более или менее независимый телеканал ТВС - его закрыли. Было "старое" НТВ. Оно могло нравиться или нет, но там всегда была редакционная точка зрения и разные позиции. Теперь, к сожалению, "того" НТВ уже тоже нет. А по первой и второй программам сейчас звучит исключительно точка зрения нынешней власти. Чтобы не быть голословным, приведу цифры мониторинга "Первого канала" и РТР за август. "Первый канал": КПРФ - 18 сигналов и 1 минута 23 секунды, а "Единая Россия" - 107 сигналов и 20 минут 43 секунды. РТР: КПРФ - 9 сигналов и 1 минута 54 секунды, а "Единая Россия" - 76 сигналов и 21 минута 59 секунд. Если еще и учесть качество этих сигналов - о КПРФ только отрицательное, а о "Единой России" только положительное, то в итоге получается, что у нас в стране только одна партия и только одна точка зрения. Если говорить о других партиях, например, о "Яблоке" или об СПС, то и там ситуация такая же. Их на экране также почти нет. Это тоже работа административного ресурса.
Напомню, что законом у нас запрещена агитация до 7 ноября. Однако мы ежедневно становимся свидетелями скрытой и не скрытой агитации за "Единую Россию" и скрытой и не скрытой агитации против КПРФ. Мы регулярно направляем обращения в Генеральную прокуратуру, в Центральную избирательную комиссию, в Наблюдательный совет по фактам нарушений. Толку пока мало, есть только надежда, что, когда скопится критическая масса материалов, кто-то будет вынужден прореагировать. Для сравнения: когда наша газета "Тульская правда" опубликовала отчет о съезде партии, ей сразу выставили штраф. Такая предвзятость властей - тоже проявление административного ресурса.
Последний пример. Владимир Путин недавно посетил съезд "Единой России" и фактически призывал голосовать за эту партию. Считаю, что в принципе ничего в этом плохого нет. Как гражданин, Путин имел полное право там выступать и говорить, что угодно. Но нельзя было показывать это на всю страну по телевидению. Начало агитации - 7 ноября, к тому же агитировать чиновник категории "А" может только в одном случае: если он в отпуске. Поэтому мы будем требовать - и просим вас также проследить за соблюдением закона - чтобы с 7 ноября все министры и губернаторы из списка "Единой России" не формально, а по существу ушли в отпуск. У КПРФ, например, в федеральном списке действующий посол России в Норвегии - Юлий Квицинский. Так вот он действительно уйдет в отпуск, затем сложит с себя полномочия посла - и впоследствии будет работать в Государственной Думе".
Завершая свой рассказ о предвыборной ситуации в России, Иван Мельников попросил представителей делегации принять активное участие в судебных разбирательствах во время избирательной кампании, так как сам факт их присутствия может увеличить шансы на справедливое разрешение того или иного спора. Также по просьбе наблюдателей представители КПРФ перечислили целый ряд регионов России, которым следует уделить особое внимание как территориям, где происходят значительные нарушения.
Поблагодарив Ивана Мельникова за "подробный обзор ситуации и высказанные опасения", Джеральд Митчелл со своей стороны рассказал о том, как делегация иностранных наблюдателей планирует организовать свою работу на этих выборах. Так, по его словам, в ближайшее время будет создана специальная комиссия, которая будет заниматься мониторингом средств массовой информации, в том числе, с учетом высказанных претензий оппозиции, мониторингом административного ресурса. За месяц до выборов в Россию приедет специальная группа для так называемого "долговременного" наблюдения, а за несколько дней до голосования в России появятся сотни наблюдателей ОБСЕ, Совета Европы и Европарламента.
На вопрос представителей делегации о взаимодействии КПРФ с Центральной избирательной комиссией ответил Вадим Соловьев. Он отметил, что отношения эти непростые, так как в условиях борьбы партии власти и партии оппозиции ЦИК не может быть объективен: пять человек ЦИК назначаются президентом, пять - Советом Федерации, который в свою очередь теперь, по сути, формируется президентом, пять - Государственной Думой, где три человека от "Единой России". Получается, что 13 членов ЦИК отражают позицию президента.
Дополнил коллегу Андрей Филиппов: "Очень хотелось бы, чтобы вы поняли: в России принципиально новая ситуация. Формально - вы здесь ничего не найдете. И мы, и вы заинтересованы в том, чтобы избирательная кампания прошла максимально честно, а результаты объективно отражали настроения общества. Поэтому необходимо уделить особое внимание административному ресурсу".
"В последнее время сильно разочаровывает позиция ПАСЕ. Во всевозможных справках действительно отражено, что выборы в России далеки от демократических. Однако, по сути дела, европейские коллеги закрывают глаза на происходящее, считая, что выгоднее поддерживать в России те политические силы, которые находятся у власти, и не задумываются при этом о последствиях", - заявил Мельников.
В завершение встречи советник по вопросам выборов Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Холли Руфрауфф из США заверила Мельникова, что наблюдать за выборами в России будут очень квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в России.
Митчелл, Руфрауфф и их коллеги обещали, что обратят свое внимание на приведенные во время встречи факты, узнают позиции других участников избирательного процесса и постараются построить свою работу в России как можно более эффективно.

 

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту