Предыдущая статья

Госдепартамент США обвиняет Туркменистан

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Выступая на заседании ОБСЕ по выполнению обязательств в области человеческого измерения в Варшаве,  член делегации США Рональд Макнамара @ заявил, что власти Туркменистана предпочитают  игнорировать @ рекомендации ОБСЕ относительно  улучшения положения с правами человека в своей стране, и нарушения этих прав продолжаются в прежних масштабах.
По словам Макнамары, «впервые за десять лет государства - участники ОБСЕ столкнулись с настолько тревожной ситуацией в области прав человека, что она вынуждает нас задействовать Московский механизм», то есть принимать решение, «обусловленное широкомасштабным наступлением на права человека со стороны властей Туркменистана». О выступлении Макнамары, состоявшемся 10 октября и вызвавшем острую дискуссию, говорится в сообщении Госдепартамента США, которое опубликовало ИА «Гундогар»  
Московский механизм уполномочивает миссии ОБСЕ на детальное изучение вопросов, связанных с человеческим измерением, таких, как права человека. В том случае, если обнаруживаются признаки массовых нарушений таких прав, по поручению нескольких государств - участников ОБСЕ может быть сформирована и направлена специальная чрезвычайная миссия.
Власти Туркменистана воспрепятствовали приезду докладчика Эммануэля Деко, однако Деко «сумел собрать значительный объем информации» и подготовить доклад, сообщил Макнамара. Он привел несколько последних примеров, свидетельствующих об отказе Туркменистана от сотрудничества, а также рассказал о ряде других событий, которые «знаменуют собой открытие мрачной главы в постсоветской истории Туркменистана», и подчеркнул, что «в противовес усиливающейся самоизоляции Туркменистана» необходимы последовательные и устойчивые усилия со стороны ОБСЕ.
Макнамара предложил ряд мер, которые позволили бы ОБСЕ и дальше держать в поле зрения эту ситуацию. Ниже приводится текст выступления Макнамары на варшавской конференции:
«В этом году впервые за последние десять лет государства - участники ОБСЕ столкнулись с настолько тревожной ситуацией в области прав человека, что она вынуждает нас задействовать Московский механизм. После событий, имевших место в Туркменистане 25 ноября 2002 года, было арестовано и подвергнуто пыткам множество людей; некоторые люди были осуждены в результате совершения над ними показательных судебных процессов. Решение задействовать Московский механизм далось нелегко, но оно было обусловлено широкомасштабным наступлением на права человека со стороны властей Туркменистана.
К сожалению, Туркменистан не выполнил своих обязательств в рамках Московского документа. Мы с сожалением констатируем, что Туркменистан не назначил докладчика, как это предусмотрено Московским документом, и отказал докладчику Эммануэлю Деко в посещении Туркменистана. Тем не менее, профессор Деко сумел собрать достаточный объем информации и подготовить содержательный и изобилующий наглядными примерами доклад.
К сожалению, Туркменистан предпочел не выполнять рекомендации, содержащиеся в этом докладе, или предпринимать другие меры для улучшения ситуации. Вместо этого нарушения прав человека в Туркменистане продолжаются в прежних масштабах.
Нас по-прежнему серьезно тревожат вопиющие нарушения прав человека, происходящие в Туркменистане, особенно сообщения о пытках и гибели людей, находящихся под арестом. В ходе визита в Туркменистан в прошлом месяце представитель США в ОБСЕ Стивен М.Миникес специально попросил организовать ему встречу с бывшим коллегой по ОБСЕ Батыром Бердиевым для опровержения слухов о том, что г-н Бердыев скончался в тюрьме. Послу Миникесу было в этом отказано, при этом власти Туркменистана отказались и подтвердить, что г-н Бердыев все еще жив. Более того, министр иностранных дел Мередов упрекнул Соединенные Штаты в том, что подобными подозрениями они наносят Туркменистану оскорбление. Между тем, очевидно, что в Туркменистане происходит что-то противоправное, если он отказывается выполнять даже самые элементарные международные обязательства.
Нас также глубоко тревожат многие новые политические решения Туркменистана, которые зачастую основаны лишь на декретах президента Ниязова. Так, декрет о «предателях родины» предусматривает вынесение суровых приговоров, вплоть до пожизненного заключения, за целый ряд неясно сформулированных правонарушений, т.е., по сути дела, речь идет о наказании людей за защиту тех самых прав человека, уважать которые Туркменистан обязан в соответствии с Принципом VII Заключительного Хельсинкского акта.
Можно перечислить еще ряд решений, которые знаменуют собой начало мрачной главы в постсоветской истории Туркменистана: возобновление режима выдачи выездных виз; новые обременительные условия регистрации религиозных групп; сообщения о том, что этнические меньшинства подвергаются насильственному переселению; радикальная перестройка системы образования в целях отлучения от него людей по признаку политической нелояльности или по этническому признаку.
Принимая во внимание тот факт, что президент Ниязов лично подписал Хельсинкский заключительный акт 8 июля 1992 года, мы призываем руководство страны к всемерному выполнению обязательств Туркменистана в составе ОБСЕ. Туркменистан должен в ближайшее же время предоставить доступ членам семей, адвокатам и представителям Международного комитета Красного Креста ко всем заключенным вне зависимости от того, какие обвинения им предъявлены. Мы еще раз требуем предоставить нам информацию и доступ к нашему бывшему коллеге по ОБСЕ Батыру Бердыеву, как и к другим людям, арестованным в связи с событиями 25 ноября.
Очень важно, чтобы сообщество ОБСЕ не ослабляло внимания к тем проблемам, которые были подняты профессором Деко в докладе по линии Московского механизма. То положение вещей, которое существует сегодня в Туркменистане, выходит за рамки рабочих вопросов повестки дня и не должно рассматриваться в этом контексте. Необходимо настойчивое участие ОБСЕ в решении этих проблем в противовес усиливающейся самоизоляции Туркменистана. Мы выражаем удовлетворение резолюцией по Туркменистану, которая была принята в апреле Комиссией ООН по правам человека, и положительно оцениваем недавнюю встречу действующего председателя с министром иностранных дел Туркменистана Мередовым в кулуарах сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Мы призываем БДИПЧ к активизации усилий по взаимодействию с властями Туркменистана в вопросах практического выполнения рекомендаций, выработанных докладчиком Московского механизма, и считаем, что визит директора БДИПЧ Строхала в Туркменистан может стать хорошим импульсом для движения вперед. Наконец, мы призываем делегации стран - участниц ОБСЕ к проведению встреч с представителями НПО Туркменистана здесь, а также при наличии возможности и в рамках встреч, проводимых в других столицах стран - участниц ОБСЕ».