ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Москва против превращения Каспия в "проходной двор" <br><i>Итоги Кембриджской конференции</i>

Москва против превращения Каспия в &quot;проходной двор&quot; <br><i>Итоги Кембриджской конференции</i>

Москва против превращения Каспия в &quot;проходной двор&quot; <br><i>Итоги Кембриджской конференции</i>


В британском Кембридже завершила работу конференция, посвященная каспийской проблематике.  СМИ воздерживаются @ от публикации деталей кембриджских дискуссий, ограничиваясь цитированием уже известных высказываний спецпредставителя президента России по Каспию Виктора Калюжного, что Москва готова упростить разрешительную систему прохождения судов из Каспия по внутренним водам страны, но превращать Россию в "проходной двор" не согласится ни в коем случае, Москва не против "многовекторности" трубопроводных путей и сама работает в Находке, Дацине, Мурманске, но выступает за максимальное использование уже существующих и, наконец, она категорически против строительства трубопроводов по дну Каспия, отмечает азербайджанская газета «Эхо» (http://www2.echo-az.com/foreign.shtml#1).
Сообщая о кембриджской конференции, российский информационно-аналитический портал "Страна" основное внимание уделил именно вопросам статуса Каспия, поместив в качестве "фона" cообщение о ратификации казахстанским парламентом очередного "каспийского" соглашения. Однако складывается впечатление, что в скором времени именно "трубопроводная" тема вновь станет в региональной политике одной из основных.
В те же дни, когда в Кембридже завершалась работа "каспийской" конференции, к "каспийско-трубопроводной" тематике обратилась влиятельная американская The Wall Street Journal. Газета рассказывает об острой борьбе во властных структурах Украины вокруг трубопровода Одесса-Броды, Излагая предысторию конфликта, The Wall Street Journal напоминает, что судьба трубопровода Одесса-Броды, по которому каспийская нефть должна перекачиваться в страны ЕС, обсуждалась на целой серии переговоров украинских официальных лиц с западными лидерами, в частности, в беседе вице-президента США Дика Чейни с премьер-министром Украины Виктором Януковичем, а также на переговорах председательствующего в ЕС Сильвио Берлускони и главы Еврокомиссии Романо Проди с президентом Украины Леонидом Кучмой.
Вся интрига ситуации состоит в том, что недавно ТНК-ВР добилась от украинской государственной компании "Укратранснафта", которой и принадлежит "нитка" Одесса-Броды, согласия на ее реверс: теперь по трубопроводу, соединяющему Одессу с Плоцком с последующим выходом на польский же Гданьск, будет транспортироваться к берегам Средиземного моря российская "уральская" нефть. Как утверждает The Wall Street Journal, решение это было принято неполным составом совета директоров, представитель Кучмы также был против, ТНК-ВР предъявила ультиматум, потребовав определиться с решением в течение нескольких суток, а в результате вопрос был отложен на три месяца.
Комментируя "расклад сил", The Wall Street Journal отмечает: "Изменение направления потока в этом трубопроводе в интересах компании ТНК-BP станет несчастьем для всех остальных заинтересованных сторон. Тем самым будет усилена существующая монополия России на транзит каспийской нефти; потерпит фиаско американская политика и будет подорван интерес ЕС к строительству нескольких трубопроводов - в данном случае в Центральную Европу и Германию. Будет также усилена зависимость Украины от России. А рост судоходства в Босфорском проливе, который и без того перегружен, вызовет усиление тревоги Турции за безопасность навигации и своего порта Стамбул. Наконец, изменение направления потока в трубопроводе Одесса-Броды приведет к утрате Западом интереса к Украине как к транзитной стране".
По мнению газеты, "если последовательно проводить политику США и ЕС в отношении диверсификации трубопроводных маршрутов в Европу, тогда следует претворить в жизнь давнишние планы строительства транскаспийского трубопровода из Казахстана через Азербайджан и Грузию к Черному морю - не в Новороссийск, куда поступает российская нефть "уральской" марки, а, скажем, в грузинский порт Супса - чтобы затем перевозить ее морем в Одессу, а далее транспортировать по трубопроводу Одесса-Броды, который когда-нибудь достигнет Гданьска на Балтийском море. Это позволило бы снизить чрезмерную зависимость европейских стран от России и гарантировало бы, что Украина сможет осуществить свой европейский выбор".
При этом, как можно понять из материалов The Wall Street Journal, ущерб, который несут каспийские экспортеры нефти от российской монополии, вовсе не ограничивается геополитическими построениями. Как напоминает газета, из Каспия экспортируется легкая нефть, в то время как "российские пользователи трубопроводов смешивают свою низкокачественную нефть с высококачественной легкой каспийской нефтью. Тем самым наносится значительный финансовый урон каспийским нефтедобытчикам, поскольку смешанная продукция продается по более дешевой цене".
Примечательно и другое, подчеркивает «Эхо». Дискуссия вокруг трубопровода Одесса-Броды развернулась вскоре после того, как та же The Wall Street Journal, отражающая позиции крупного американского бизнеса, теснейшим образом "спаянного" с политической элитой, опубликовала редакционную статью, где советовала лидерам ЕС активизировать свою политику на Южном Кавказе и, в частности, "продвижение" проектов ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, и не увязывать ее со вступлением в ЕС Турции и развитием отношений Евросоюза с Россией. А одним из перспективных направлений российско-"евросоюзовских" связей был назван вопрос использования российской трубопроводной системы для поставок энергоносителей в страны Европы.
Наконец, нельзя не заметить, что флирт Москвы и Брюсселя разворачивается на фоне растущих антиамериканских тенденций в европейской политике, которые явно беспокоят США - не так давно в связи с планами создания не подчиненных НАТО "европейских вооруженных сил" представитель США потребовал срочной встречи Организации североатлантического договора.
При этом излишне напоминать, как влияет на политику зависимость от поставок стратегического сырья, и прежде всего нефти. И нетрудно понять, какое значение в этой связи придается в США действующему трубопроводу Баку-Супса и строящемуся Баку-Джейхан. А тогда уже трудно исключать, что с "трубопроводной интригой" связан и рост напряженности на границе Азербайджана и Армении в районе сел Аскипара и Баганис Айрум. Трубопровод Баку-Супса и строящийся Баку-Джейхан пересекают границы Азербайджана и Грузии совсем недалеко от этих сел.

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту