ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
«Россия выглядит, как раненый медведь, которого можно побудить к позитивным действиям».

«Россия выглядит, как раненый медведь, которого можно побудить к позитивным действиям».

«Россия выглядит, как раненый медведь, которого можно побудить к позитивным действиям».

 

На семинар в университете штата Юта в Солт-Лейк-Сити приехали ученые и специалисты @ из разных стран, @ в том числе из Израиля, Египта, Турции, Кыргызстана, Украины, Канады и Японии. Обсуждался широкий спектр тем - от войны Соединенных Штатов против терроризма до безопасности в Центральной Азии.
Большое внимание привлек доклад заведующего кафедрой политических наук колледжа Хайрам в штате Огайо, профессора Мозана Альмолки, на тему «Перспективы регионального сотрудничества между странами Закавказья, Центральной Азии и региона Персидского залива». Как отмечает VOA, профессор Альмолки считает, что для такого сотрудничества есть все основания, поскольку уже существуют договоры о сотрудничестве между странами Персидского залива и соглашения об экономическом сотрудничестве между Ираном, Пакистаном и Турцией. В то же время он отметил трудности, переживаемые многими странами, как в политическом, так и в экономическом отношениях, что, по его мнению, может затруднить достижение новых соглашений и ликвидацию торговых барьеров между странами Закавказья, Центральной Азии и Персидского залива.
Мозан Альмолки отметил один немаловажный фактор в деле продуктивного сотрудничества между этими странами, а именно - людские ресурсы стран Центральной Азии и Закавказья: «Я указал на то, что образовательный уровень в странах Центральной Азии и Закавказья намного выше, чем в странах Персидского залива. Поэтому, как я считаю, это может способствовать плодотворному сотрудничеству в плане предоставления этими странами знаний во многих областях. Но, в то же время, после распада Советского Союза в странах Центральной Азии и Закавказья резко понизился экономический и образовательный уровень, - продолжал профессор Альмолки. - Так что, для того, чтобы влиться в общую систему сотрудничества всего региона, этим странам нужно сохранить качество своих людских ресурсов, что крайне необходимо для развития стран Персидского залива».
Возможно ли объединение стран Центральной Азии в одну страну или одну политическую структуру? С докладом на эту тему выступил аспирант школы права и дипломатии Флетчера при университете Тафтс в штате Массачусетс Одил Рузалиев. «На данном этапе истории это невозможно ввиду нескольких внешних и внутренних факторов», - констатировал докладчик. Важнейшими из них он назвал новую идеологию и новую историю этих стран после распада СССР, которые противоречат друг другу; экономические проблемы, мешающие развитию региона в целом и каждой страны, в отдельности; а также ориентацию каждой из этих стран на какую-то одну из соперничающих друг с другом сверхдержав.
Среди внешних факторов Одил Рузалиев называет страны, которые были бы против такого альянса в Центральной Азии, и в первую очередь - Россия, которой не хотелось бы иметь на своих границах крупное мусульманское государство, поскольку в России есть свои мусульманские народности, способные в будущем предъявить свои претензии на выход из состава Российской Федерации с тем, чтобы объединиться с этим тюркским государством. В таком случае, России было бы трудно влиять на регион в целом, потому что намного легче договориться по каким-либо вопросам с отдельными государствами Центральной Азии, нежели с одним крупным игроком, который будет иметь свой экономический и политический вес в мире.
Докладчик считает, что вместо объединения мусульманских государств следовало бы подумать об интеграции, которая кажется ему более вероятной, ввиду общей истории, общей религии и языка, и даже нынешних проблем региона, которые можно было бы решить с помощью иного подхода. «Под интеграцией я не имею в виду политическую интеграцию или объединение в какой-то блок, здесь больше имеется в виду возвращение региону и народам региона той тюркской самобытности, которая была до прихода советской власти в Центральную Азию, - сказал Рузалиев. - В регионе есть общие корни, общая история, в конце концов, был Туркестан, к которому все принадлежали. В своем выступлении я сделал предложение, чтобы наряду с Центральной Азией, параллельно использовать термин Туркестан, и наряду с термином центрально-азиатские народы использовать термин «тюрки Центральной Азии» или «тюрко-язычный народ Центральной Азии», чтобы со временем, когда эти термины уже устоятся, когда люди привыкнут к ним, они могли понять, что у них есть что-то общее, кроме религии и языка. На этом фоне уже потом лет чрез 20, 40 или 50 можно было бы подумать о каком-то политическом объединении».
На второй сессии семинара в Юте обсуждались две другие темы: «Международная безопасность и Центральная Азия» и «Национальная безопасность Азербайджана». С докладами выступили аспирант университета штата Юта Пайман Форуги и Элин Сулейманов, аспирант школы права и дипломатии Флетчера при университете Тафтс в штате Массачусетс.
По мнению Паймана Форуги, международная безопасность в Центральной Азии зависит от целого ряда элементов, главные из них - это религия, в данном случае ислам и исламизм, в частности, политический исламизм; нефть; а также экономическое неравенство между людьми. Докладчик указал также на наличие элемента национализма, поскольку эти страны совсем недавно обрели независимость после распада СССР.
«Для обеспечения безопасности региона международное сообщество должно, так или иначе, учесть все эти факторы, что способствовало бы обеспечению безопасности не только пяти центрально-азиатских стран, но и всего мира», - считает Пайман Форуги.
Какую роль играет Россия в развитии событий в Центральной Азии? На этот вопрос докладчик ответил так: «Россия, на мой взгляд, выглядит как раненый медведь, который считает регион сферой своего влияния и имеет на него определенные права. Но, как я считаю, несмотря на то, что Россия выглядит, как раненый медведь, даже раненого медведя можно побудить к позитивным действиям. Поэтому, как мне кажется, Соединенные Штаты должны приложить максимум усилий, чтобы побудить Россию к конструктивным действиям».
Темой выступления Элина Сулейманова, аспиранта Школы права и дипломатии имени Флетчера, в прошлом первого секретаря посольства Азербайджана в Соединенных Штатах, была «Политика Азербайджана в отношении своей национальной безопасности».
Основным фактором, определяющим эту политику, как отметил докладчик, было то, что Азербайджан стремился обеспечить свою независимость любой ценой. При этом учитывались разные факторы, в том числе - конфликт с Арменией, давление со стороны России и Ирана и внутренние обстоятельства. Правительство Азербайджана, принимая во внимание эти факторы, пыталось обеспечить развитие событий так, чтобы Азербайджан оставался независимым государством.
На вопрос об отношениях Азербайджана с Россией Сулейманов ответил так: «С приходом Народного фронта в 1992 году российско-азербайджанские отношения были на весьма низком уровне, но приход Алиева привел к более прагматическому подходу. В отношениях с Россией была понижена негативная риторика. Алиев пошел на все уступки России, которые были возможны с точки зрения поддержания азербайджанской независимости, и приемлемы для азербайджанского народа. Например, Азербайджан вступил в СНГ и в то же время не позволил установления на своей территории российских военных баз, чего не выдержало бы население Азербайджана, и что не было бы позитивно с точки зрения поддержания азербайджанской независимости.
В дальнейшем была найдена формула по урегулированию вопроса о разделении Каспийском моря. В этом отношении тоже был использован прагматический подход, в котором и азербайджанская, и российская стороны пошли на уступки.
«Сейчас единственный нерешенный вопрос - это российская военная поддержка армянской стороны в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, - заметил Элин Сулейманов. - За исключением этой сложной темы, мне кажется, отношения с Россией исправились благодаря прагматическому подходу. Но они не исправились в том свете, чтобы не подвергнуть сомнению дальнейшее существование Азербайджана как независимого государства».

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту