Принято считать, что ум и красота - “вещи не совместные”. Герцогиня Элеонора Аквитанская доказал обратное.
Зеленоглазой красавице было 14, когда она пошла под венец с наследником французского престола Луи Капетингом знойным летом 1137 года. Младший сын Людовика VI готовился принять духовный сан. А жизнь преподнесла иной сюжет. Скоропостижно скончался наследный принц, и Луи пришлось расстаться с мечтой о духовном сане, а напротив - он вынужден жениться. Да еще на такой красавице.
Луи влюбился сразу и отчаянно... Это было естественно для его фанатичной натуры, проведшей юность в монастырской тиши Сен-Дени. Ревность Луи не знала пределов и сделала его настоящим тираном. После смерти отца он стал именоваться Людовиком VII Молодым, а при дворе шепотом: “король-монах”.
Разочарование наступило в первые месяцы брака. Все в королеве возмущало пуританина: слишком образованная, слишком красива,слишком независима, слишком... Не будем касаться альковных тайн, но сдержанность короля огорчала Элеонору, которой хотелось любви, романтических ухаживаний.
Но жизнь королевы - это еще и обязанности перед страной и народом. И здесь от королевы понадобился ее ум, ее государственный ум. Она вникала во все дела. Добилась мира с соседями, расширила морские причалы, помогла возродить китобойный промысел.
При этом Элеонора не забывала о детских приютах, богадельнях, монастырях. И конечно, об искусстве. Для этого королева вынуждена переехать из чопорного и пуританского Парижа в родовой дворец в Пуатье. Он стал центром поклонников изящного, здесь расцвело творчество трубадуров.
Королева не только принимала творческих людей, она много размышляла сама. И не в последнюю очередь о положении женщины в семье. Ее собственный печальный опыт давал для этого пищу. И вот в стенах замках Пуатье ею составлен Кодекс любви из 30 пунктов. Своеобразный феминистский манифест. Правда, он только касается дел семейных, но это уже акт о намерении, заявка на будущее. Женщина равна в своих правах с мужчиной. Она не раба в семье, она имеет право сама выбирать себе мужчину. Король возмущен. И не потому, что “монах”, а потому, что это бунт против государственных устоев, богохульство против церкви, девиз которой “Женщина в церкви да молчит”.
Как вы помните, это время крестовых походов в Святую землю. Весной 1147 года понтифик Евгений III торжественно вручил корою флягу для воды и дорожный посох пилигрима. Людовик VII отправился в путь. Доблестные рыцари, собранные не без помощи Элеоноры, сопровождали его. И тут короля-крестоносца ждал удар. Через год он прибыл в Антиохию, которой управлял дядя королевы, красавец и эрудит Раймунд Тулузский де Пуатье. Элеонора на деле применила пункты Кодекса любви - самой устанавливать отношения с мужчинами. Неверную жену паломник-муж отправил домой. Но по дороге парусник с опальной королевой был захвачен пиратами. К счастью, сицилийцы перехватили королеву и с почестями препроводили к французскому престолу, где Элеонора узнала о гибели незадачливого дяди-любовника.
После неудачной экспедиции на Святую землю Людовик VII решил расстаться с королевой, матерью его двух дочерей. Прежде всего король отстранил Элеонору от управления делами, а в 1152 году их брак был официально расторгнут. А через два месяца 18 мая 1152 года Элеонора вновь вышла замуж. Но это уже другая история.
Анна БЕЗЕЛЯНСКАЯ