Ликбез выживания для покупателя

Ликбез выживания для покупателя

Первые универсамы самообслуживания появились в Москве в конце 60-х. Бурное строительство спальных районов диктовало спрос на крупные торговые центры, где можно отовариться сразу, купив и продукты, и хозяйственные мелочи, и бытовую химию, и даже детские игрушки.
После дефолта, когда домохозяйки сметали с полок перловку и хозяйственное мыло, универсамы спешно переделали в обычные магазины с прилавками и продавцами.
С появлением товаров и исчезновением дефицита, когда крупным магазинам приходится конкурировать не столько друг с другом, сколько с более привычными для народа продуктовыми рынками, вновь заговорили о культуре обслуживания.
А что на деле?

Камера хранения для тротила

Если вы заходите в супермаркет после работы, вам придется зайти для начала в камеру хранения, оставить там сумку или портфель, получив номерок или номерок с ключиком, а уж потом, прихватив громоздкую тележку или тяжелую стальную корзинку, отправиться за покупками.
 Между прочим, для того, кто решил совершить теракт, камера хранения супермаркета - вариант практически беспроигрышный.
Скучающий охранник на входе в «Седьмой континент» не пропустит вас внутрь с сумкой, а другой еще и проверит на выходе, но вот тем, что вы кладете в хлипкую ячейку с легкомысленным замком, который любой ребенок может открыть палочкой от чупа-чупса, даже не поинтересуется.
Решив проверить в «Перекрестке» бдительность сотрудника камеры хранения, я сдала туда объемный сверток с тикающим будильником: приняли, даже ухом не повели.
Зато, когда я пыталась пройти туда же с дамской сумочкой, охранник, без труда закрывающий могучим телом панораму торгового зала, вежливо отпихивая меня от прохода, попросил сумочку сдать.
Но вот за запертую в металлический шкафчик вещь магазин ответственности не несет. Если вы, к примеру, сдали в камеру хранения любимый примус, набитый валютой, а получили обратно шиш с маслом - сами виноваты, оставляйте ваш примус дома.
В «Рамсторе» поступили остроумней: там вашу сумку, вне зависимости от размера, просто запечатают в целлофан.
Но и здесь для господ-террористов есть лазейка. Предположим, ваше взрывное устройство сотрудница супермаркета запечатает в целлофан и погрузит на вашу тележку, но вы, покатавшись по залу, вполне можете спрятать его в одном из контейнеров с женскими пляжными костюмчиками, шелковыми платками или скатертями. Никто и внимания не обратит. После чего вы спокойно выходите, а устройство срабатывает.

Для вас, халявщики!

Впрочем, речь здесь пойдет не о любителях дешевых распродаж, а о мелких воришках.
В большинстве супермаркетов видеокамеры наблюдения существуют больше для красоты, а вот работают редко. Некоторые этим пользуются с успехом.
Наблюдаю как-то в одном из магазинов такую сцену. Опрятная бабуля, отойдя в сторонку, и расковыряв лоточек с нарезкой, один за другим отправляет аппетитные кусочки в рот. Почувствовав мой взгляд, она испугано хлопает глазами: «Понимаете, пенсия - гроши, а вкусненького так хочется!» Я вздыхаю.
Рассказала я знакомой этот случай, а спустя пару недель она, в свою очередь, поведала страшную историю. Накануне взяла за покупками шестилетнего внука, ребенка современного, продвинутого. Дома выяснилось, что чадо сперло в супермаркете мягкую игрушку. Оторвал ценник и вынес, как ни в чем не бывало. Если бы он канючил, бабушка и так сломалась бы и купила того плюшевого тигра. Но, оказывается, ему просто было интересно: можно ли за так вынести игрушку из магазина. Упущу информацию о проведенной с юным экспериментатором работе. Но факт остается фактом: конечно, шезлонг или стиральную машину пронести бесплатно вам не дадут, а вот шелковый платок, тапочки или шампунь - это “ловкость рук и никакого мошенничества”, как говорил легендарный Мустафа.

Ценник против штрих кода

Владельцы супермаркетов пытаются привлечь как можно больше покупателей. Завозя товары, рассчитывают как на богатых и представителей среднего класса, так и на тех, кто привык экономить каждую копейку.
Для таких магазин делает «специальное предложение»: на крупных ярких ярлычках обозначены действительно невысокие цены. В «Седьмом континенте» иногда можно купить недорогие вареные колбасы и сосиски, молочные продукты, вино и водку. В «Евростаре» на Варшавском шоссе снижают цены на рыбные консервы: лосось - 18, сайра - 12 рублей, вместо рыночных 25 и 15. Там же масло «Олейна» - 29, а глазированные сырки - 3,36; на рынке, соответственно - 36 р. и 4 р. 50.
Снижают цены «Копейка», «Пятерочка» и «Перекресток», но все же расслабляться не стоит: как ни пытаешься прикинуть общую стоимость покупки, магазин, как крупье в казино, всегда остается в выигрыше. Казалось бы, ты так тщательно сверил название товара с ценником, сложил все цены и вывел итоговую сумму, но при подсчете кассира всегда приходится выкладывать на 50-100 рублей больше, поскольку подсчет кассой ведется не по ценнику, а по штрих коду, который и определяет стоимость товара. То есть, ценник со старой ценой старого товара, а товар уже с другим штрих-кодом, значит, цена изменилась. Видели, сколько продуктов лежит у кассы? Поэтому, собираясь платить, всегда накидывайте полтинник сверху. Пожалуй, это самый ощутимый минус супермаркетов. Плюс в том, что не обсчитают и не обвесят в отличие от рынка.
Итак, супермаркеты вернулись, с обилием красивых западных и вкусных отечественных товаров, с современными прилавками, новым холодильным оборудованием и автоматически открывающимися дверями. Остался тот же несвежий запашок из подсобок, не всегда любезные продавцы, очереди в кассу и обычная российская неразбериха, когда у кассы свалены вместе детские леденцы на палочках, сигареты и презервативы.

Лариса СУЕТЕНКО

Оценить статью
(0)