28 октября прошла пресс-конференция на тему: «Тоталитарные секты @ – оружие массового поражения. Программа по разоружению», в которой приняли участие А.Дворкин, @ руководитель Информационно-консультативного центра во имя Иринея, епископа Лионского при Московском Патриархате, кандидат богословских наук, доктор философии, Ю.Полищук, профессор, руководитель клинического отделения московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, И.Олейник, генеральный директор Исследовательского Центра стратегий развития и национальной безопасности, М.Чащина, председатель региональной организации «Комитет по защите молодежи от деструктивных культов», и Р.Прокопишин, психолог, консультант и эксперт по проблемам психологического насилия, Институт Психологии РАН.
По разным данным, в нашей стране насчитывается от 300 до 500 различных сект, при этом Россия занимает третье место в мире по числу тоталитарных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 млн. человек, 70% из которых молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. На фоне складывающейся демографической ситуации эта проблема может оказаться куда более серьезной, чем кажется на первый взгляд, потому что люди, которые вовлекаются в организации подобного рода, нужны им только до тех пор, пока у этих людей есть деньги, и они здоровы. Как правило, за несколько лет секта истощает индивидуумов и «выплевывает». В результате, нищие материально и духовно они ложатся тяжким грузом на плечи своих родственников и государства. Об этом не принято говорить, но реабилитация таких людей очень сложна, а подчас и невозможна. По мнению психологов, для возвращения к нормальной жизни бывшим адептам сект необходимо от 1 до 3 лет, а, например, жертвы саентологии реабилитации практически не поддаются. В настоящее время наблюдается активизация как «традиционных», так и сравнительно «молодых» тоталитарных сект, таких, как «Церковь саентологии», «Церковь Объединения», «Церковь Последнего Завета», «Церковь Христа», «Белое братство», «Страна Анура», «Семья». При этом, как было сказано на пресс-конференции, секты перешли из фазы активной вербовки в спокойную стадию, т. е. количество своих членов они, конечно, пытаются расширять, но это происходит не так активно, как это было несколько лет назад.
Ситуация в России характеризуется тем фактом, что попавший в секту человек в настоящее время практически беззащитен. До сего дня нет ни специальных законов, ни функций у регулирующих органов, которые могли бы возбудить дело по фактам отъема имущества пострадавшего с использованием методик воздействия на сознание, по фактам сверхэксплуатации и ограничения личных свобод. Сам же сектант-неофит, как правило, доведен до полного психического и физического истощения, потому что не в состоянии защитить себя.
Задача защитить человека от тоталитарных сект очень сложна, потому что решать ее приходится при безусловном уважении к провозглашенным Конституцией свободе мысли и вероисповедании, которые сектанты трактуют как свободу сект от критики.
Открытым остается вопрос о том, пустило ли государство ситуацию с сектами на самотек или просто каким-то представителям власти эта ситуация по тем или иным причинам выгодна? Пока же общество молчит, секты набирают свою общественную значимость. Маскируясь под совершенно безобидные организации, они распространяют свое влияние путем внедрения своих членов в педагогические коллективы, властные и бизнес-структуры. В связи с этим, по мнению участников пресс-конференции, России нужен новый закон о религиозных организациях, потому что нынешний, с одной стороны, устарел, а, с другой стороны, он просто несостоятелен. Именно из-за его несовершенства все дела сект, дошедшие до суда, разваливались, потому что в законе даже нет определения слова «религия».
Дабы избежать лишней критики, участники пресс-конференции особое внимание обратили на то, что они не против сект, они против тоталитарных сект и выступают не за то, чтобы запретить что-либо, а за то, чтобы оградить тех, кто уже пострадал от деятельности этих организаций или еще может пострадать. При этом особое внимание было обращено на то, что бороться с тоталитарными сектами в одиночку невозможно - противодействие должны оказывать государство, общество и церковь одновременно, иначе борьба становится бесполезной, а речь идет о самом важном – о людях.