Каждая избирательная кампания в России похожа на театрализованное представление. Меняются только имена артистов. 7 ноября, @ за месяц до выборов, представители российских партий @ начнут участвовать в теледебатах. Интерес россиян к этой форме политических состязаний, как показал опрос фонда «Общественное мнение», довольно высок: 55% опрошенных утверждают, что будут смотреть дебаты. Чаще других такое намерение обнаруживают респонденты с высшим образованием (72%) и сторонники КПРФ (62%).
Как известно, теледебаты планируется транслировать в записи, а не проводить в прямом эфире. Однако подавляющее большинство россиян (73%) предпочли бы увидеть их именно в прямом эфире, и только 4% считают, что дебаты между партийными лидерами следует показывать в записи. Чаще других за прямой эфир ратуют люди с высшим образованием (83%), сторонники "Единой России" (79%), а также ЛДПР и "Яблока" (82% и 78% соответственно).
Помимо участия в теледебатах, кандидаты в депутаты российского парламента будут агитировать избирателей и другими способами. Ведь чтобы проголосовать на выборах осмысленно, людям необходима определенная осведомленность о партиях, их программах, идейных позициях и т.д. Достаточно ли сегодня такой информации?
45% участников опроса заявили, что с их точки зрения, сегодня у избирателей достаточно информации, чтобы решить, за кого голосовать. Однако почти такая же доля опрошенных придерживается противоположной точки зрения (41%), причем чаще других сетуют на дефицит необходимой информации люди моложе 35 лет (54%).
Считают, что предвыборная агитация помогает людям определить свое отношение к баллотирующимся в Госдуму партиям, 42% опрошенных, что она только мешает - 19%. 22% россиян уверены в том, что агитация никак не влияет на отношение избирателей к участникам предвыборной гонки.
Относительно того, нужна ли вообще предвыборная агитация, мнения распределились почти поровну: 43% считают, что она необходима, 39% - что без нее можно обойтись.
Когда же речь заходит об "электоральной стратегии" самого респондента, то 53% участников опроса утверждают, что "не будут обращать внимания на предвыборную агитацию при принятии решения, за кого голосовать" (будут обращать внимание - 37% респондентов).
Чаще других заявляют, что лично им для принятия решения предвыборная агитация не нужна, сторонники КПРФ (68%). Также социологи отмечают, что среди приверженцев "Единой России" больше "открытых" для восприятия новой информации, чем тех, кто в ней не нуждается (соответственно 49% и 42%).
В ходе опроса граждан спросили, как они понимают выражение "предвыборная агитация". Ответили на него 68% респондентов. Однако 12% при этом говорили не о смысле данного словосочетания, а выражали негативное отношение к предвыборной агитации, называя ее "болтовней", "трепологией", "очернительством", "подкупом", "растратой денег", "втюриванием нужного мнения", "бредом", "ярмаркой проходимцев".
Остальные говорили, в первую очередь, о различных методах информирования избирателей о программах партии и о кандидатах в депутаты: распространение лозунгов, листовок, буклетов, газет; встречи с избирателями, публикации в СМИ, выступления лидеров партий по радио и на телевидении, организация митингов.