В борьбу с коррупцией включилась ООН: равны ли силы?

В борьбу с коррупцией включилась ООН: равны ли силы?

В борьбу с коррупцией включилась ООН: равны ли силы?

Выдающимся достижением, которое ясно дает понять, что международное сообщество решительно @ настроено на борьбу с коррупцией, назвал принятие Генеральной Ассамблей ООН Конвенции против коррупции генеральный секретарь Организации Кофи Аннан. «Это предупреждение коррупционерам о том, что общество впредь не намерено терпеть предательство общественных интересов и доверия. Оно подтверждает важность уважения принципов верховенства закона, подотчетности и гласности», - говорится в распространенном по этому поводу в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке заявлении.
Станет ли всеобъемлющий пакет мероприятий и правил, которые все страны могут применять для укрепления своих правовых норм и системы государственного регулирования в области борьбы с коррупцией, который содержится в Конвенции, руководством к действию? Аннан на это рассчитывает, призывая ратифицировать конвенцию в кратчайшие сроки, называя ее «огромным прорывом в международных отношениях», требующим от стран-участниц «вернуть средства, полученные с использованием коррупционных методов в государства, у которых они были похищены», и призывая все страны принять участие в Конференции, посвященной подписанию этого документа, которая состоится в декабре в мексиканском городе Мериде.
У России в данном процессе свой интерес - вопрос о репатриации активов, полученных путем коррупции и незаконно вывезенных за границу. Об этом перед принятием Конвенции заявил с трибуны Генассамблеи ООН представитель РФ Дмитрий Лобач. Более всего Россию удовлетворяют в документе следующие положения: наличие эффективных механизмов противодействия отмыванию доходов, а также процедур возвращения незаконных активов в страну происхождения; программа мер по укреплению международного сотрудничества в целях обнаружения, конфискации и возвращения преступных активов, а также положения, направленные на предупреждение перевода средств незаконного происхождения, полученных от актов коррупции. "Конвенция против коррупции призвана стать в один ряд с основными разработанными под эгидой ООН международно-правовыми инструментами как по важности и новизне своих главных положений, так и по разнообразию механизмов, призванных обеспечить выполнение ее целей и задач", - констатировал представитель России.
В ежегодном сентябрьском докладе Международной неправительственной организации Transparency International "Индекс восприятия коррупции" констатируется, что коррупция по-прежнему остается одной из самых острых проблем в мире. Согласно результатам последнего исследования, самый низкий уровень коррупции в мире зафиксирован в Финляндии. Также в "первой пятерке" наименее коррумпированных стран находятся Дания, Исландия, Новая Зеландия, Канада, Швейцария и Гонконг.
Всего организация провела исследование уровня коррупции в 133 странах, что на 31 больше, чем в прошлом году. Хуже всего ситуация с коррупцией обстоит, по данным организации, в Бангладеш, Нигерии и на Гаити. В первую десятку самых коррумпированных стран попали и несколько бывших советских республик - Грузия, Азербайджан и Таджикистан. Россия в списке самых коррумпированных стран заняла 47-е место, и находится лишь на 86-м месте, если считать уровень некоррумпированности. По шкале Transparency International, где 10 баллов означают полное отсутствие коррупции, а один балл - продажность всех и вся, Россия набрала 2,7 балла.
Соседние с Россией строчки с уровнем коррупции 2,8 балла (то есть немного ниже) занимают Малави, Индия и Румыния. С другой стороны в компанию с Россией попали Алжир, Мадагаскар и Никарагуа - там ситуация с коррупцией несколько хуже. Эстония стала единственной страной, ранее входившей в состав СССР, занявшей место среди наименее подверженных коррупции стран мира.
По сравнению с прошлым годом улучшилась ситуация в Австрии, Бельгии, Колумбии, Франции, Германии, Ирландии, Малайзии, Норвегии и Тунисе. Все хуже обстоят дела в Аргентине, Чили, Польше, Зимбабве и Белоруссии. Особенно удручают экспертов неожиданно высокие показатели коррупции в США, Израиле, Люксембурге и даже в традиционно благополучной Канаде.
Экономист Паоло Мауро проанализировал влияние коррупции на экономику в 94 странах мира и пришел к выводу, что уменьшение уровня коррупции в стране на 25% обычно приводит к росту инвестиций на 4% от величины валового внутреннего продукта (ВВП). Это, в свою очередь, приводит к тому, что доля ВВП на душу населения увеличивается на 0,5%.
Как бороться с коррупцией – извечный вопрос. У Майкла Джонстона, профессора политических наук Колгейтского университета, США, есть некоторые рекомендации на этот счет, которыми он поделился с WPF. По мнению ученого, нет стран, свободных от коррупции, более того, те из них, где коррупцию держат под контролем, как правило, справились с ней, параллельно решая другие задачи, например, создавая открытую экономику или строя устойчивую демократию. Такие процессы требуют времени, ресурсов и везения. Серьезная коррупция - не просто плохие поступки плохих людей, она может быть связана со многими другими проблемами - от недостаточной легитимности государства до неспособности госорганизаций платить своим сотрудникам достойную зарплату.
Счастливых историй о широкомасштабных антикоррупционных реформах - немного. Хотя есть много стран, в которых можно было наблюдать, как некогда высокий уровень коррумпированности заметно снижался. Но такие изменения, как правило, происходили в русле фундаментальных преобразований, когда гражданское общество приобретало устойчивость, а не в результате проведения антикоррупционных кампаний. Успешные кампании имели место в небольших (таких, как Ботсвана) и недемократических (Сингапур и Гонконг) странах. Безусловно, это не означает, что антикоррупционные усилия бесполезны. Там, где они прилагаются непрерывно и хорошо увязаны с другими преобразовательными процессами, они могут иметь большой успех.
Спектакль государственного переворота, изображаемый как протест против коррупции, достаточно известен. Старый режим мог быть сильно коррумпирован, и соблазнительно представить, что строгая дисциплина наверху - способ ее контролировать. Однако у главарей переворота зачастую нет намерений действовать для решения проблемы. Даже в том случае, когда существует искренняя антикоррупционная программа, перевороты ничего не делают для организации широкого общественного противодействия коррупции или сильного гражданского общества. Они могут только ослабить их, еще больше осложняя проведение будущих реформ.
Антидемократические меры основываются на ошибочной предпосылке: демократические организационные структуры неспособны справиться с коррупцией и даже особенно уязвимы по отношению к ней. В действительности, серьезная коррупция чаще всего вырастает из политических монополий. Демократическое соперничество, безусловно, может создать проблему собственной коррумпированности, однако менее вероятно, что она будет представлять угрозу для всего общества. Демократическая политика перспективна как долгосрочная антикоррупционная стратегия и открывает гражданам пути для мирного вытеснения коррупционных режимов. Единого средства против коррупции не существует; стратегии должны учитывать реалии конкретных обществ.
Специальные правительственные антикоррупционные органы. Чрезвычайно распространенной стратегией стало создание действующих открыто антикоррупционных органов. Часто это называют "моделью ICAC" по ассоциации с Независимой комиссией против коррупции (Independent Commission Against Corruption.) в Гонконге. Коррупция в Гонконге была очень серьезной; хуже того - большинство граждан считали ее неизбежной. ICAC настолько свободен от сетей коррупции, насколько его создатели могли это обеспечить. Он обладает огромной властью: может без труда конфисковать частные и деловые документы и возложить бремя доказательства невиновности на подозреваемого. Хорошо разработанная кампания ICAC по информированию общественности разрушила веру в то, что коррупция неизбежна. Телевизионная реклама сообщает номера телефонов для жалоб и обещает защиту. Коррупция характеризуется как явление пагубное для семьи, для экономики, для традиционных китайских ценностей. Многие в Гонконге сообщают о злоупотреблениях в ICAC и видят, как преступников подвергают публичному осуждению. В 80-х годах молодежь Гонконга стала более непримиримой к коррупции, чем старшее поколение, - это одно из немногих обществ, где такое произошло.
Более ограниченные реформы обвинения/расследования. В некоторых странах назначаются независимые обвинители, которые занимаются особо важными случаями коррупции. Это многообещающая стратегия, особенно тогда, когда коррумпированность очень велика, или к ней причастны высшие чиновники, когда прокуратура скомпрометирована, или ей не хватает ресурсов и доверия. Но подобные полномочия должны быть ограничены, чтобы особые обвинители не стали орудием в руках отдельных партий или силой, направленной против них.
Антикоррупционные адвокаты. Помимо специальных антикоррупционных органов, страны могут назначать независимых омбудсменов. Они могут расследовать заявления о коррупции и изучать пути улучшения работы органов управления. Испания на пути перехода к демократии учредила должность Защитника Народа. Уругвай, Боливия и большинство других стран Латинской Америки имеют аналогичных государственных чиновников. Трибуналу Общественной Этики в Перу были переданы широкие функции по проведению расследований и соблюдению за исполнением законов.
Новые Уголовные кодексы. Многие страны приняли законы против коррупции, однако это только начало борьбы, поскольку непорядочные чиновники и их клиенты придумывает новые способы самообогащения. Очевидно, что законы должны согласованно и решительно применяться на практике. В уголовных кодексах, вообще говоря, должны быть не только ослаблены побудительные мотивы коррупции, но и ужесточены карательные меры за нее. Проблема коррупции трудноразрешима до тех пор, пока законы не отражают гражданское чувство справедливости.
Независимая, заслуживающая доверия судебная власть важна для правильного применения законов. Даже несколько скомпрометированных судей могут опорочить честную деятельность других и подорвут доверие как к государству, так и к и суду. Судебная система Индии - когда-то воспринимаемая как объект политических манипуляций - была реформирована и возглавила разоблачение и расследование наиболее громких случаев коррупции. Судебная реформа должна включать меры по улучшению информированности населения, а также меры по обучению журналистов умению писать о судебных разбирательствах.
Открытая политика. Требование, предъявляемое к государственным чиновникам задекларировать свое имущество и доходы, может помочь антикоррупционной работе. Некоторые законодательства предусматривают предъявление обвинения представителям власти только потому, что они владеют имуществом, которое несовместимо с их легальными доходами; в подобных случаях обычно сами представители власти должны доказать, что имущество было приобретено честным путем. Колумбия с успехом использовала закон о декларировании против наркобаронов. Мали и Уганда задействовали политику декларирования в случае обвинения в растрате и незаконном обогащении, а Мали добилась успеха при возвращении активов, размещенных в швейцарских банках.
Защита информаторов. Многие из тех, кому известно о коррупции, неохотно становятся свидетелями, потому что опасаются мести. Следовательно, меры по защите тех, кто сообщает о коррупции, имеют важное значение. США обеспечивают такую защиту, так же поступают некоторые другие страны. Здесь следует соблюдать осторожность, чтобы не позволить коррумпированным или неспособным чиновникам использовать те же гарантии для сохранения собственного места, сообщая о незначительных или воображаемых оплошностях других.
Открытая и состязательная процедура закупок. Закупки, осуществляемые за счет государственных средств и фондов, - основная область коррупции. Здесь решительные и заслуживающие доверия реформы могут принести исключительно большие дивиденды, потому что посылают всем ясный сигнал, что коррупция более недопустима. Порядок осуществления закупок должен быть публичным, понятным и открытым для проверки извне.
Реформа государственной службы. Один из подходов заключается в том, чтобы связать проведение сокращения служащих с ускорением введения в действие законов, улучшением зарплаты, восстановлением статуса государственного служащего и соответствующей морали. Так можно избавиться от коррупции и плохих работников; одновременно тем, кто остался, можно увеличить зарплату и придать чувство достоинства. Ясно, что там, где зарплата должностного лица не позволяет чиновнику платить за питание и жилье для себя и своей семьи, вероятным результатом является коррупция. Однако из этого не следует, что более высокая зарплата будет прямо вести к снижению коррумпированности, позволяя чиновникам заменить законными доходами незаконные.
Контроль финансового менеджмента. Финансовый менеджмент и система контроля неотъемлемы от хорошего управления. Предписание прозрачности и публичной открытости ни к чему не приведет, если такой контроль слаб или недостаточен. Регулярные аудиторские проверки требуют расходов и в короткий срок могут стать разрушительными, особенно там, где коррупция стала правилом. Тем не менее, без них многие реформы будут бесполезны. Многие страны Латинской Америки улучшают свою компетенцию в отношении анализа данных, выигрывая в эффективности, общественном доверии и в улучшении финансового рейтинга. Такие процедуры не должны быть настолько обременительными, чтобы причинить ущерб деятельности учреждения или ухудшить моральное состояние работников.
Правильная политика. Открытая и состязательная политика может быть силой, которая поощряет хорошее государственное управление. Совместно они могут усилить «возможность горизонтального учета» - положение, при котором различные элементы государственной власти могут требовать друг у друга отчета и защищать собственную легитимную деятельность от вмешательства. Когда исполнительная власть действует безнаказанно, ответственность должна быть возложена на нее другой частью государственной власти. Так, Мексика ликвидировала секретные фонды, которые использовались в политических целях президентами этой страны.

Оценить статью
(0)