Совместное заседание президиума Госсовета и Совета Безопасности на тему: "О мерах по обеспечению защищенности @ критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" прошло 13 ноября в Москве. Тема, бесспорно, актуальная, особенно с учетом возрастания угроз со стороны международного терроризма.
Например, проведенная на днях в США Министерством Энергетики (которое наряду с Министерством Обороны отвечает за состояние ядерных арсеналов) проверка показала, что сотрудники Ливерморской Национальной Лаборатории потеряли 12 ключей, которые дают доступ к помещениям, в которых проводятся секретные военные исследования. Обстоятельства, при которых были потеряны ключи, неизвестны. В результате все исследовательские центры США (Ливермор, Сандиа и Лос-Аламос), проводящие разработки в области ядерных вооружений, должны будут сменить замки. Всего будет заменено 100 тыс. замков, эта операция обойдется в $1.6 млн.
Представить, что подобное может произойти в России, сложно. Вернее, произойти может, но исправлено явно не будет, так как денег в стране на ликвидацию подобных внештатных ситуаций нет. Зато есть на штатные. Как заявил начальник Управления аппарата СБ России Вячеслав Безбородов, финансовые средства, необходимые для обеспечения защищенности критически важных объектов, есть и они не выходят за рамки бюджета.
Интересно, а сюда входят затраты на обеспечение здоровья людей, живущих поблизости указанных объектов? Или это исключительно проблема местных властей, экологов и правозащитников?
Например, несколько дней назад, выступая на I съезде токсикологов России, главный государственный санитарный РФ Геннадий Онищенко сообщил, что около 75% россиян постоянно проживают в условиях загрязненной окружающей среды (!). По его словам, в подавляющем числе территорий основными загрязнителями являются взвешенные вещества, оксиды азота и углерода, диоксид серы, полиароматические углеводороды, фенол, формальдегид, тяжелые металлы, а начиная с 2001 г. - бензапирен (канцерогенное вещество, вызывающее генные мутации, раковые и другие заболевания). Сомнений в том, что данные территории находятся близ вышеупомянутых объектов, нет никаких.
За последние годы смертность в стране, по данным Г.Онищенко, возросла с 11,2 до 14,7 на 1 тыс. человек. Только за последние 3 года число больных с впервые установленным диагнозом новообразований увеличилось на 15%, пневмонией и бронхиальной астмой - 13%, количество осложнений беременности - 35%, врожденных аномалий - 23%. Зато Россия по продаже вооружений почти впереди планеты всей!
Минздрав РФ также недавно опубликовал данные о том, что в последнее время россияне все чаще испытывают проблемы со здоровьем. Как заявил замминистра здравоохранения России Руслан Хальфин, «об ухудшении здоровья свидетельствует демографическая ситуация, которая характеризуется убылью населения - высокая смертность, низкая рождаемость. Ежегодно мы теряем более двух миллионов человек, из которых около 60 тысяч являются трудоспособными». То, что данная убыль происходит в большей части на тех самых территориях, сомнения также нет.
Месяц назад, 16 октября, выступая в Перми на совещании «О состоянии и неотложных мерах по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения РФ от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений», секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло заявил, что угрозы негативных воздействий природного, техногенного и террористического характера в России в последние годы резко обострились. В частности, выявлен целый ряд серьезных недостатков в организации работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, собственников потенциально опасных объектов и эксплуатирующих их организаций. «Все это вызывает обоснованную тревогу руководства страны, глав субъектов РФ и требует разработки и реализации единой стратегии действий и комплекса неотложных мер. Чрезвычайные ситуации необходимо предотвращать, а не бороться с их последствиями», - заявил тогда Рушайло.
Выступая на состоявшемся 14 ноября совместном заседании президиума Госсовета и СБ России президент В.Путин также заявил о необходимости создания единой системы безопасности в России. В своей речи он обратил внимание на "заметный рост угроз техногенного характера", отметив, что, по оценкам экспертов, сейчас их доля в сумме всех чрезвычайных ситуаций уже превышает 70%. Главным требованием президент назвал разработку типовых управленческих документов и решений, а также универсальных технических средств обеспечения безопасности, необходимых в чрезвычайных ситуациях.
Он также указал на необходимость усиления государством надзорных функций на тех объектах, которые "входят в перечень критически важных и находятся в частной собственности". Останавливаясь на угрозах техногенного характера, Путин отметил, что, прежде всего, к ним приводит изношенность инфраструктуры. Влияние этого фактора "могло быть существенно нивелировано, смягчено, если бы заинтересованные организации и должностные лица работали в строгом соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к подобной деятельности", - подчеркнул В. Путин, добавив, что ряд аварий и катастроф проходят из-за несоблюдения норм и правил эксплуатации, а также недостаточной квалификации персонала.
Касаясь вопроса о готовности противостоять негативным природным факторам и их последствиям, президент отметил, что если ущерб от наводнений и ураганов, землетрясений и лесных пожаров оценивается в миллиарды рублей, то гибель людей - невосполнима. Поэтому необходимо выработать «ясную и четкую систему предупредительных мер, защищающих граждан от последствий природных катаклизмов».
МЧС России прогнозирует рост числа техногенных катастроф и аварий в осенний и зимний период. Очевидно, что в отсутствие средств борьбы с упомянутыми явлениями и штатным финансированием удержать ситуацию под контролем будет сложно. Помнится, в конце мая, вернувшись из поездки по Сибири, секретарь Совбеза докладывал президенту, что из 10 наиболее неблагоприятных городов РФ 5 находятся на территории Сибирского федерального округа. И что именно там «недостаточно активно решаются вопросы защищeнности критически важных и потенциально опасных объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры от угроз техногенного характера и террористических проявлений". Изменилось ли что-нибудь за прошедшие полгода? Нет.
Данных об уровне обеспечения безопасности российских ядерных объектов, а также мерах по предотвращению проникновения туда террористов и возможной утечки ядерных материалов, в открытой печати нет. Надеемся, что эта проблема решается на достойном уровне, хотя экологи, например, по поводу надлежащего уровня хранения ОЯТ на НПО «Маяк», расположенном в Челябинской области, имеют отрицательное мнение. Однако воспрепятствовать промышленным предприятиям, отравляющим экологию, никто не может. Как заявил «Информ-Экологии» Свердловский межрайонный природоохранный прокурор Кирилл Ершов, факт загрязнения атмосферного воздуха внеплановыми выбросами промышленных предприятий доказать практически невозможно.
За последние три года в Свердловской области возбуждено только одно уголовное дело, и то только потому, что в результате выбросов сернистого газа на ОАО «СУМЗ» пострадали люди, и это удалось доказать. В основном сверхплановые выбросы производятся или ночью, или в выходные дни. Утром этот факт доказать уже нельзя: предприятие работает в нормативном режиме, вредные вещества уже рассеялись. «Сейчас к нам поступают жалобы от жителей города на ОАО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов» (ЕОЦМ). Жалуются, что нечем дышать, нельзя вывешивать белье на улицу для просушки, но факты выбросов доказать, скорее всего, не получится», - сказал Кирилл Ершов.
Еще один форум, о котором стоит напомнить - "Экология и природные ресурсы", на который съехались более 100 представителей научных институтов и общественных организаций из большинства регионов России, состоялся 29 июля с.г. в Москве. Выступая на нем, заместитель министра природных ресурсов РФ Кирилл Янков заявил, что экологическая ситуация в России крайне неблагоприятная. Если во многих крупных европейских городах воду можно пить чуть ли не из протекающих там рек, в которых водится много рыбы, то 15% территории России, в основном Урал и Сибирь, являются вообще непригодными для жизни. Но именно там сегодня проживают три четверти населения страны!
Готовность противостоять техногенным угрозам и негативным природным факторам похвальна, но удастся ли это сделать только с помощью усиления надзорных функций? И может ли в России быть создана единая система безопасности, о которой говорил президент? Ведь каждый катаклизм показывает, что об этом у всех ветвей власти и граждан разное представление…