Азовское море: распилить или поделиться?

Азовское море: распилить или поделиться?

Азовское море: распилить или поделиться?

Заседание рабочей экспертной группы России и Украины по вопросам статуса Азовского моря и Керченского пролива @ проходит 17 ноября в Киеве. О создании этой рабочей группы представители МИД обоих государств договорились еще 5 ноября. В ходе нынешнего заседания планируется отработать базу для соглашений, связанных с использованием этой акватории. Они касаются судоходства, рыболовства и экологии.
Напомним, что пространство Азовского моря являлось составной частью территории Советского Союза и находилось под полным его суверенитетом. С распадом СССР и появлением независимых государств между Украиной и Россией возникла необходимость решить вопрос правового статуса и распределения акватории Азовского моря и Керченского пролива.
Согласно международной Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Азовское море принадлежит к «закрытому или полузакрытому морю». По терминологии Конвенции, «закрытое или полузакрытое море» это – «залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами, которые соединены друг с другом морем или океаном через узкий проход, или которое состоит полностью или частично из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств». Страны, расположенные вблизи такого моря, должны сотрудничать между собой в вопросах поиска и разработки живых ресурсов, сохранения морской среды и т.п.
С самого начала переговоров по статусу Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских просторов в Черном море Киев и Москва занимали противоположные позиции. Украинцы хотели провести границу по Азову и проливу, а россияне были категорически против и предлагали их совместное пользование. При этом доводы, которыми дипломаты обменивались на протяжении всех шести лет переговоров, отстаивая свои позиции, не отличались разнообразием. Украина говорила о том, что, только разделив Азовское море на украинскую и российскую части, можно будет эффективно контролировать ситуацию на море и действенно бороться с браконьерами и нелегальными мигрантами. К тому же, Киев уже давно собирается надлежащим образом оформить украинскую границу по всему ее периметру. В Москве не менее упрямо повторяли, что раздел акватории Азовского моря и Керченского пролива на две части не только нанесет серьезный вред экологии региона, но и ударит по экономике Приазовья.
 Еще одна серьезная проблема, которую необходимо учесть, - вопрос о контроле, владении и использовании природных ресурсов континентального шельфа. В акватории Азовского моря геологоразведочные работы относительно поиска нефти и газа начались лишь в 1975 г., поэтому данный регион еще очень мало изучен.
Украина аргументирует свою позицию экономическими выкладками. Киев намерен провести разделение границы, чтобы все иностранные суда, в том числе и российские, платили канальный и лоцманский сборы за проход по Керченскому проливу. В настоящее время через пролив ежегодно проходит около 8-8,5 тысячи судов, из которых 65% - российские или следующие в российские порты. Соответственно, ежегодные потери России от прохода судов по Керчь-Еникальскому каналу составляют около $15-16 млн.
Отвергая предложение об установлении в Азовском море и Керченском проливе государственной границы, Москва настаивает на подписании договора о совместном использовании пространств Азовского моря и совместном управлении всеми видами деятельности в нем путем заключения межведомственных и межправительственных соглашений. В первую очередь, речь идет о создании района общего пользования пространствами и ресурсами. Это предполагает принятие законодательными и исполнительными органами обоих государств соответствующих законов, постановлений, инструкций и иных документов правоустанавливающего характера.

Оценить статью
(0)