Педагогическая проза, или Дневник директора «Школы века»

Педагогическая проза, или Дневник директора «Школы века»

Из досье «М»
НИКОЛАЕВА Валентина Сергеевна - директор школы № 656 им. А. Макаренко (экспериментальной площадки) с 1976 года. В прошлом году этому образовательному учреждению было присвоено почетное звание «Школы века», а его руководитель стала лауреатом конкурса Правительства Москвы «Женщина - директор года». Академик Академии творческой педагогики. 

«…Этим летом ремонтировали старое здание школы. Окружная дирекция навязала нам строительную фирму «Экоэк», мол, она Кремль ремонтировала, плохо не сделает. Не знаю, как в Кремле, но у нас они все изуродовали: полы, стены, карнизы. Таджики, узбеки - дешевая рабочая сила. До конца августа мы сидели в грязи и психозе, а перед началом учебного года эти неумехи вылили бочку краски перед столовой. Я была на грани срыва. Есть же нормальные фирмы, к примеру, «Госстроймонолит» в прошлом году построил нам блок начальных классов - любо-дорого смотреть. 
В начале 90-х я сама выбирала, каких строителей нанять, какую мебель закупить. Через родителей - они-то как раз для своих детей плохого не посоветуют. Теперь директор школы уже не хозяин, за него все решают вышестоящие организации. С демократией в образовании, кажется, покончено.
…Педсостав укомплектовали с грехом пополам. В последний момент пришли наши выпускники, из других школ вытащили своих, которым направления в вузы давали. Нашли двух родителей и еще одну учительницу, которая живет в нашем районе, а работала на Семеновской.
С кадрами беда, через лет десять в школах некому будет учить. 40-50-летние уходят сидеть с внуками, 20-30-летние - туда, где больше платят. Нам дали новый расчет тарифной сетки по системе Департамента образования города Москвы на 1 сентября 2003 г. Приходят девочки с высшим образованием, получают 1676 рублей, плюс за тетради, классное руководство, выходит около двух тысяч. Я всеми правдами и неправдами стараюсь сделать им вторую категорию (оклад 2552 рубля) - лишь бы не ушли.
…35-летие школы - день встречи выпускников. Пришла домой счастливая, как корова, обласканная телятами. Все-таки не зря работаем. 
…Наш любимый слесарь-сантехник обдышал перегаром всю канцелярию и заявил, что три ставки ему мало. Мастер - золотые руки, все делает. Но раз в полгода попадает шлея под хвост - так накушается, что… С «няньками» (уборщицами. - В. Б.) тоже проблемы. Все хотят по два часа работать и получать пять тысяч. В прошлом году нашли женщину из Калужской области (у них там вообще нельзя заработать). Она жила в школе, за что меня по головке не погладили бы, и мыла все три этажа.     
…Часто звонят родители, наши выпускники, которые состоятельные: «Валентина Сергеевна, чем помочь?» Я от таких предложений не отказываюсь: спонсорская поддержка на развитие школы лишней не будет. А они все умные, в фирмах работают: «Так у вас же 24 процента в виде налогов отнимут. Может, в конверте?» - «Никаких конвертов! За это с работы снимают». Вообще облагать 24-процентным налогом родительские средства - дикость. Как же выходим из ситуации? Родители, обустраивая классы, покупают технику, которую ставим на баланс школы в виде пожертвований. Все довольны, особенно дети. 
…Пришел гражданин из ближнего зарубежья. Хозяин жизни. Не просит, а прямо-таки требует принять в школу своего ребенка, не говорящего по-русски. «Как же он у нас учиться-то будет?» - спрашиваю родителя. Ответ сражает наповал: «Но он же по телевизору все понимает!» Смотрю регистрацию: «Извините, Ахмед-оглы,  вынуждена отказать. Вы не из нашего микрорайона». На следующий день возвращается и с ухмылкой дает мне новый, нужный ему документ. Эти господа все могут купить.
В школе, включая гимназические классы, тысяча учеников. Из них порядка сотни - дети тех, кто недавно перебрался в Москву отнюдь не ради приобщения к великой русской культуре. Если в одном классе набирается несколько таких ребят, то создается довольно неспокойная микросреда. Я не националистка, нет. Но здесь есть серьезная нарастающая проблема, на которую нельзя закрывать глаза и которую не решишь общими лозунгами о дружбе народов и интернационализме.   
…Приказ из окружного управления образования: кормить по-старому! То есть без учета 30 детей, на которых мы еще в июне подали заявку. Получается, что в сентябре «перекормили» школьными обедами на 6 тысяч рублей. Пишу письмо начальнику управления. В соседней школе директор не знает, куда деть деньги, положенные на питание 50 человек: у него просто нет стольких нуждающихся. Что, трудно перекинуть средства из одной школы в другую? Или лень сделать перерасчет, дескать, дали всем сестрам по серьгам на год и живите, как хотите?.. Наконец-то перекинули. 
Меня считают колючим директором. Как однажды заметила моя бывшая начальница, «Николаеву лучше не трогать - она и до Путина дойдет». Действительно, если дело касается не меня лично, а моих учеников и учителей, то я пойду напролом. Несмотря на то, что потом будут преследовать. Пока достаточно было дойти до Елены Васильевны Никоненко, зама руководителя департамента по финансам. Стоишь молча по стойке смирно - она тебя поругает, но решит все проблемы. 
…Вчера случился инцидент в 10-м профильном классе. Ученики плевались из трубочек, все стены заляпали. Инфантилизм. До такого безобразия не додумались даже в коррекционных классах. А вообще наши дети - добрые и хорошие. Недавно один выпускник чуть не задавил меня на своем крутом «БМВ». От любви-с. Иду возле рынка, а за мной медленно едет машина. Смотрю - Тимошин! «Здравствуйте, Валентина Сергеевна! У меня все в порядке». - «Очень рада за тебя». Трудные дети на доброту откликаются, становятся благодарными взрослыми.
Когда я пришла в эту школу 27 лет назад, контингент был ужасный, похлеще героев «Педагогической поэмы». Один Андрюшечка Лаберко чего стоил. Кусался, плевался, сквернословил. Идет по коридору посреди урока методистка из РОНО, навстречу ей Лаберко. «Мальчик, что ты тут делаешь?». А он: «Пошла ты, бабка, на…» Методистка в шоке. Сейчас наш Андрюшечка жив-здоров, собаку выгуливает у меня в микрорайоне, работает в ресторане, на хорошем счету.  
Нынешние дети другие, но трудных тоже хватает. Запущены родителями - как малоимущими, так и богатыми. Хотя бывает, что в неблагополучных семьях, наперекор обстоятельствам, вырастают отзывчивые, чуткие дети. У нас есть мальчик, у которого папа - инвалид, а мама пьет. Сын-подросток семью кормит. «Я же, - говорит, - не могу допустить, чтобы мы втроем умерли с голоду». Договорились, что вечером он работает, билеты продает, а утром учится.
…Школы не хотят заниматься воспитанием. За классное руководство платят 20 процентов от ставки учителя. Но у меня работают фанаты, 25 педагогов - мои выпускники, которые привыкли жить в школе Макаренко. По Макаренко, главное, чтобы в школе был задорный тон, чтобы у детей была перспектива: подготовить свой праздник, пойти в театр, поехать на экскурсию. Петербург, Михайловское, Константиново, Великий Устюг… Москву так всю исходили и изъездили. Я тоже к ним пристраиваюсь.
Мне все интересно - и сейчас, и тогда. В советские годы мы, пионервожатые, мотались на выходной в Ленинград к Ахматовой или в Константиново к Есенину. Денег хватало. Что бы ни говорили сейчас о коммунистах, но они были не дураки. Крупская создала пионерскую организацию, где жизнь бурлила. Все было доступно, безопасно, и родители не боялись отправить детей куда-нибудь на Истру с одним вожатым. Изгнание детских и юношеских организаций из школы - преступление. Они выполняли очень нужную педагогическую функцию: воспитывали ответственность, чувство долга.
…Отправила домой школьницу с голым пупком. А что толку? Если у родителей и ребенка отсутствует внутренняя культура, ничего не поделаешь. Зайцев, модельер, был прав, когда говорил, что нельзя отменять школьную форму, поскольку у части нашего населения нет вкуса, культуры одежды. В чем только дети ни ходили! Мальчики в широченных штанах, девочки в декольте - разгул демократии. Молодежь смотрит на попсу и одевается ей под стать. Мы с этим боремся, объясняем: что допустимо на сцене, то вульгарно в школе. Гимназистов уже приучили. Мальчики - в пиджаках, галстуках, девочки - в брючных костюмах. В младших классах ввели деловой стиль одежды. Родители поначалу возражали, мол, денег жалко, теперь спасибо говорят. Дети приходят домой, переодеваются, а раньше в чем в школу, в том и на улицу.
…На школьном совете до хрипоты спорила с родителями: пиво подросткам вредно! Вы же, говорю, не хотите, чтобы сыновья к 25 годам стали импотентами. А реклама внушает обратное. При этом я не сторонница жестких мер в отношении алкоголя как такового. Департамент образования запрещает подавать спиртное на выпускном вечере. И что? Молодежь на Поклонной горе, Воробьевых горах в большинстве своем ходит пьяная. У нас на столах по случаю знаменательного события бывает шампанское. «Вы вступаете в самостоятельную жизнь, уже взрослые - поднимайте бокалы. Но всегда знайте меру, как учил Макаренко». Тонкий психологический момент, без лицемерия. Никто не пьян, не бегает за угол выпить чего-нибудь покрепче.
…По ТВ сообщили «радостную» весть: грядет 12-летка. Я к этой новации, как и к Единому госэкзамену отношусь отрицательно. В последние годы нас пытаются ориентировать на западный образ жизни, западные стандарты образования. Зачем? Русские дети, несмотря на войны и прочие катаклизмы, намного умнее своих сверстников (со здоровьем, правда, похуже). К нам в гости приезжали немцы, отправились на урок математики к второклассникам. Вышли изумленные: «Валя, у нас это проходят в шестом классе».
На рубеже 50-60 годов, когда мы первыми запустили искусственный спутник земли и отправили человека в космос, весь мир бросился изучать нашу систему народного образования, американцы стали создавать школы для одаренных детей. Что теперь? Уничтожается все хорошее. Наши дети первенствовали на международных олимпиадах по математике, физике, химии. Сейчас скатились на последние места. Создается впечатление, что министр образования не вникает в суть проблем, подхватывает то, что ему диктуют в правительстве. Когда нет своей линии, приходится проводить чужую». 

P.S. Честно говоря, я не знаю, ведет ли Валентина Сергеевна дневник. Я даже сильно сомневаюсь, что у нее есть на это время. Но все выше прочитанное вами - это острые, полемические мысли вслух директора «Школы века», мною на диктофон записанные и нисколько не причесанные. Приглашаем к разговору, к дискуссии всех, кому небезразлична судьба российского образования.  

Виктор БАРУЛИН

Оценить статью
(0)