Тайна самой крупной катастрофы

Оказывается, исчезновение динозавров не было самым крупным феноменом массовой гибели живых существ на Земле. Ученые предполагают, что метеорит диаметром в семь миль, упавший на нашу планету 251 млн. лет назад, вызвал гораздо более масштабное уничтожение животных и растений. Если открытие будет подтверждено и другими учеными, то это будет второй раз, когда удастся доказать, что гигантский метеорит явился причиной неожиданной и никаким другим образом не объяснимой массовой гибелью живых существ на планете. Большинство ученых согласны в том, что 65 млн. лет назад гигантский метеорит уничтожил динозавров. И вот теперь команда ученых-геологов высказывает предположение, что другой, упавший задолго до этого метеорит нанес жизни на Земле гораздо больше значительный ущерб. Это произошло в период между пермским и триасовым периодами. Азиш Базу и его коллеги из Рочестерского университета полагают, что нашли микроскопические фрагменты метеорита, похороненного посреди слоя горной породы, относящейся по времени к этому периоду. Господин Базу говорит: "Древнее метеоритное тело, относящееся к тому периоду, когда солнечная система находилась еще в стадии формирования, столкнулось с Землей 251 млн лет назад. Можно предположить, что это был самый страшный день в истории существования жизни на Земле". В то время на планете существовал один огромный суперконтинент, называемый Пангея. На суше преобладали массивные четвероногие рептилии и в большом количестве произрастали гигантские папоротниковые. Во время пермского периода Земля кишела причудливыми формами жизни, такими, как гигантские акулы и рептилии - прообразы динозавров, трилобиты - существа, жившие на дне морей, а также существовала бурная доисторическая растительность.
По оценкам, в период между пермским и триасовым периодом, около 90 процентов морских и 70 процентов наземных видов животных исчезли за время, которое в масштабе эволюции соответствует лишь мгновению. Это является самым крупным из пяти явлений вымирания, о которых до нас дошли ископаемые свидетельства. Луанн Бекер из Калифорнийского университета в городе Санта-Барбара, которая входит в команду ученых, заявила: "Можно сказать, что это вымирание было матерью всех вымираний. Примечательным его делает то, что практически все морские виды и большая часть наземных видов исчезли за очень короткий период времени". Так же как смерть динозавров позволила распространиться млекопитающим, смерть доминирующих видов 251 млн. лет назад позволила динозаврам занять лидирующее положение на суше. Команда под руководством господина Базу обнаружила десятки микроскопических фрагментов метеорита внутри слоя, раскопанного в Антарктиде, который относится к пермско-триасскому периоду.
Во фрагментах исследователи обнаружили сплав железа, который в естественных условиях на Земле не встречается, и сравнили его с аналогичными метеоритными фрагментами, найденными в том же самом геологическом слое, раскопанном в Китае и Японии. Базу говорит: "В начале пермского периода Антарктида, самая южная часть древнего суперконтинента, располагалась примерно в том же районе, где она располагается сейчас, в то время как южный Китай был у экватора, а Япония лежала к северу от экватора. Такое широкое распространение по земному шару металлических (метеоритных) фрагментов: наводит на мысль, что эти фрагменты возникли в результате мощного удара небесного тела в тот период".
Рассчитать точные размеры метеорита невозможно, однако ученые предполагают, что он был крупнее того метеорита, который истребил динозавров и был размером почти в 6,3 мили. "Последствия удара были более катастрофичными, нежели чем в случае с динозаврами", - заявил Базу. Ученые обнаружили метеоритные фрагменты в зоне под названием Графитовый пик в Трансантарктических горах, однако они полагают, что истинное место, в котором произошел удар, находится на территории нынешней западной Австралии.

Источник: Independent перевод «Обозреватель»