Понятие природной ренты, наконец, определят законодательно

Понятие природной ренты, наконец, определят законодательно

Понятие природной ренты, наконец, определят законодательно

24 ноября состоялся «круглый стол» на тему «Природная рента: вопросы законодательного обеспечения @ природопользования». @ Организаторами мероприятия выступили Комитет Торгово-промышленной палаты по содействию внешнеэкономической деятельности и общественный Комитет в защиту прав граждан России на общенациональные природные богатства. В работе круглого стола приняли участие депутат Государственной Думы С.Глазьев, руководитель Торгово-промышленной палаты Е.Примаков, депутат Государственной Думы С.Прощин, а также эксперты и экономисты.
Организаторы «круглого стола» поставили перед собой задачу проинформировать общественность о законодательных инициативах в сфере недропользования и обсудить механизмы использования природной ренты в интересах подъема экономики и повышения уровня жизни россиян. По словам С.Глазьева, данное мероприятие стало одним из важнейших на пути борьбы за отстаивание прав граждан на природные богатства.
По мнению участников «круглого стола», в идеале эффективное изъятие, аккумулирование и использование природной ренты предполагает создание принципиально нового комплекса законов – рамочных, отраслевых и специальных. Для этого должны быть конституционно закреплены природа национального богатства и принципы его распределения в обществе. В основном законе должны быть сформулированы положения об обеспечении национальных интересов при использовании природных ресурсов вне зависимости от формы собственности на них. Конституция России должна включать норму, согласно которой совместимость частных и общественных интересов в процессе природопользования обеспечивается посредством полной социализации генерируемой природной ренты. Помимо этого, необходим рамочный закон о ренте, определяющий принципы рентоориентированного природопользования, включая порядок исчисления и взимания платежей и сборов за природопользование, не носящих налогового характера, а также штрафов за нарушение норм природопользования. Указанные платежи, сборы и штрафы должны направляться на природоохранные, ресурсосберегающие и восстановительные нужды, экологические программы, компенсации населению ущерба, связанного с природопользованием, и т.д.
На «круглом столе» также было сказано, что необходим целый комплекс отраслевых и специальных законов и кодексов, регулирующих отдельные отрасли природопользования (лес, недра, биоресурсы, гидроресурсы, климатические и рекреационные ресурсы и т. д.); разграничение предметов ведения и компетенции РФ и ее субъектов, а также различных ветвей ее власти.
Наконец, требуются серьезные изменения Налогового кодекса, в котором должны появиться налоги рентного характера. Они, в частности, должны учитывать различие географических, климатических, горно-геологических, инфраструктурных и иных условий природопользования. Именно такие дифференцированные налоги призваны наполнить рентным смыслом фискальную систему российской экономики. В перспективе они должны будут в значительной степени вытеснить налоги на труд и капитал.
В течение периода, пока сохраняется существенная разница в уровне внутренних и мировых цен на природное сырье, целесообразно применение экспортной пошлины на сырье. Практика показывает, что это весьма эффективный инструмент обеспечения государственных доходов. Пошлина достаточно легко администрируется и имеет практически 100%-ю собираемость.
В тех же отраслях природопользования, где уже сегодня есть предпосылки для внедрения налогов рентного характера (имеются методики расчета и учета сверхдоходов, а во многих странах разработаны и действуют подобные налоги), целесообразно уже сегодня, не дожидаясь выстраивания целостной системы законодательного обеспечения, вводить рентные принципы налогообложения. Особенно если речь идет о таких отраслях, как добыча углеродов и металлических руд.
Также необходим рамочный закон о ренте, вводящий в российское законодательство понятие природной ренты и определяющий принципы рентоориентированного природопользования, включая порядок исчисления и взимания платежей и сборов за природопользование. Указанные платежи должны будут направляться на природоохранные, ресурсосберегающие и восстанавливающие нужды.
В настоящее время, под давлением заинтересованных компаний, механизм изъятия рентного дохода, за исключением экспортной пошлины, практически не действуют. Правительственный закон о повышении налога на добычу не изменит ситуацию: он повлечет за собой повышение цен и не решит инвестиционных проблем отрасли, а, значит, ударит по отечественным предприятиям и потребителям.
Как бы в противовес этому не так давно была разработана методика расчета природной ренты в нефтегазовом, металлургическом комплексах и гидроэнергетике. Данные расчеты показывают, что принятие указанной системы позволит значительно увеличить поступления в государственный бюджет, направить дополнительные доходы на стимулирование инвестиционной деятельности, выполнить специальные обязательства государства перед гражданами и профинансировать многие социальные программы.
В свою очередь, комитет Совета Федерации по промышленной политике одобрил инициативу Минфина, который предлагает дополнить Налоговый кодекс главой «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов». Проект главы, разработанной министерством, предполагается внести в правительство в 2004 г., в Госдуму – в 2005 г., а в действие – с 2006 г. Напомним, что налогом будет облагаться часть прибыли от добычи нефти, которая получена после компенсации затрат, понесенных на разработку проекта. Целью налога является выделение природной ренты каждого из участков месторождения. По мнению представителей комитета, выделение рентной составляющей позволит применять дифференцированный подход к налогообложению организаций, занимающихся добычей нефти.

Оценить статью
(0)