На последнем перед выборами пленарном заседании Государственной Думы 28 ноября парламентское большинство отказалось @ рассматривать подготовленные фракцией "ЯБЛОКО" проекты обращений к президенту и правительству, касающиеся реформы жилищно-коммунального хозяйства, пенсионной реформы и обеспечения жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел.
Член фракции "ЯБЛОКО" Сергей Митрохин предложил депутатам включить в повестку дня пленарного заседания проект обращения об отмене положений некоторых нормативных актов, предусматривающих ускоренный переход к 100% оплате жилищно-коммунальных услуг населением, и проект обращения, касающийся разработки системы информирования пенсионеров о состоянии их пенсионного счета. Выступая на заседании нижней палаты, он отметил, что принятые весной поправки в закон "Об основах федеральной жилищной политики" отдают правительству все полномочия в области ценообразования на жилищно-коммунальные услуги. При этом заявления правительства об отказе от политики ускоренного перехода к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг не могут быть выполнены до тех пор, пока не отменены некоторые положения действующих нормативных правовых актов, в частности, положения постановления правительства от 17 ноября 2001 года, которые предусматривают переход на 100% оплату услуг ЖКХ к 2004 году.
Второй предложенный С. Митрохиным проект обращения к председателю правительства Михаилу Касьянову предлагал разработать порядок выплаты пенсий, при котором пенсионер автоматически, как и работник при получении зарплаты, получал бы полную информацию о состоянии своего пенсионного счета.
Другой депутат "ЯБЛОКА" Алексей Арбатов предложил для рассмотрения проект обращения к президенту и правительству о мерах по обеспечению жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Однако, несмотря на призыв С. Митрохина на деле подтвердить свои предвыборные лозунги и обещания, проправительственные фракции и депутатские группы, а также фракция "Союз правых сил" блокировали рассмотрение этих важных социальных вопросов.
19 ноября по инициативе "центристов" был пересмотрен календарь работы Госдумы - отменены два пленарных заседания, в результате целый пакет социально значимых законопроектов оказался задвинутым на неопределенный срок, в том числе, закон "О статусе участников боевых действий и вооруженных конфликтов", также подготовленный А.Арбатовым.
"За четыре года работы нижняя палата приняла ряд законов, которые негативно отразились на жизни подавляющего большинства граждан России, - заявил журналистам С. Митрохин. - Нынешняя Госдума разрешила ввозить в страну иностранные ядерные отходы, бесконечно взвинчивать тарифы на коммунальные услуги, вырубать под строительство заповедные леса, приватизировать электростанции в интересах узкой группы лиц во главе с Чубайсом. И даже в последний день работы Госдума не изменяет своему стилю, даже накануне выборов отказывается выполнять свои обязательства перед избирателями и принимать решения по ключевым для страны проблемам".
В то же время в день своего последнего пленарного заседания нижней палаты депутаты большинством голосов приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ». Автор документа - председатель Народной партии Геннадий Райков заявил, что «при расследовании преступлений террористического характера, получившего, к сожалению, в последнее время широкое распространение, 10-дневный срок предъявления обвинения подозреваемому, предусмотренный статьей 100 УПК, явно недостаточен. В некоторых случаях следователи даже не успевают установить личность подозреваемого (!), а значит, предъявить ему обвинение». В этой связи Г.Райков предложил увеличить с 10 до 30 суток срок предъявления обвинения подозреваемому в совершении одного из преступлений, предусмотренных статьями УК: 205 «Терроризм», 205 «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению», 206 «Захват заложника», 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», 209 «Бандитизм», 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти», 279 «Вооруженный мятеж», 281 «Диверсия» и 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».
С учетом того, что УПК не делает различия в правах обвиняемого и подозреваемого, предлагается также распространить основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьей 97 УПК не только на обвиняемого, но и на подозреваемого, отказавшись при этом от указания статьи 100 УПК об исключительном характере избрания меры пресечения в отношении подозреваемого. По словам Г.Райкова, «если мы действительно боремся с терроризмом, такие эти изменения необходимы».
Дума его поддержала. Однако очевидно, что данные поправки могут быть использованы как непосредственно в целях повышения эффективности расследования, так и в качестве дополнительного карательного инструмента, особенно в части пункта 277. И уж, конечно, они гораздо менее социально значимы, чем все вышеперечисленные инициативы, отвергнутые большинством депутатов.