На этой неделе российские правоохранительные службы были переведены на усиленный режим работы. До выборов остается менее недели, и в целом обстановку @ спокойной назвать нельзя. Информагентства со ссылкой на источники в спецслужбах передали предупреждение о том, что известный чеченский полевой командир Шамиль Басаев разослал по российским городам несколько десятков чеченских шахидок, так называемых "черных вдов", которые должны будут привести в действие свои "пояса смерти" в местах наибольшего скопления людей. По информации спецслужб, все женщины снабжены настоящими документами, что затруднит их выявление в входе профилактических мероприятий, связанных с предотвращением угрозы терактов.
Об имеющихся у спецслужб сложностях с выявлением и обнаружением террористов россиянам хорошо известно. Расстрелять террориста вместо того, чтобы взять его живым и затем провести расследование, – запросто. Обнаружить полный автобус с боевиками – затруднительно. Ожидают ли наши сограждане терактов на этот раз? Конкретных исследований на эту тему не проводилось, однако вряд ли кто-нибудь решится утверждать, что у людей после нескольких лет систематических стрессов отсутствует страх за свою жизнь и жизнь своих близких.
Характерно, что из почти 500 наблюдателей от ОБСЕ, которые прибывают в нашу страну в качестве наблюдателей на парламентских выборах, в республики Северного Кавказа не поедет никто. Представители ОБСЕ, а также российские правозащитники и наблюдатели заявили, что в республике нет возможности обеспечить необходимый уровень безопасности для подобной миссии. И это утверждение сомнения не вызывает. Так как безопасность в Чечне не может быть обеспечена ни для кого.
Последний пример – вооруженное нападение в ночь на 2 декабря на главу администрации села Ца-Ведено Вахида Атабаева и его сына. Шесть вооруженных человек в камуфляжной форме проникли в дом Атабаева, избили его, а затем увезли вместе с сыном в неизвестном направлении. С утра похищенные были обнаружены на одной из улиц села в тяжелом состоянии. О том, что в разных районах Чечни ежедневно гибнут российские военнослужащие и местные жители, можно лишний раз не повторять. Это и так всем хорошо известно. В этой связи неудивительно, что с июля по сентябрь этого года беженцы из Чечни составили самую большую группу людей, запросивших убежища в странах Запада (11 тысяч человек)! По данным Ведомства ООН по делам беженцев, более половины чеченских беженцев просили об убежище в Австрии, Чехии и Польше.
Интересно, что некоторые политологи уже начали проводить параллели между Чечней и Афганистаном. «Четырнадцать лет назад, - пишет в балтиморской газете «Sun» известный политолог Томас Де Ваал, советские войска ушли из Афганистана, передав власть ставленнику Москвы Наджибулле. Но следом вспыхнула гражданская война, жестокие разборки между племенными вождями; затем явились талибы и «Аль-Каида».
Автор статьи проводит параллель между этими событиями и тем, что происходит в Чечне. Оговариваясь, что параллель далеко не полная, он, тем не менее, указывает на ряд очень сходных аспектов. Москва теперь передает дела субподрядчику: роль Наджибуллы возлагается на Ахмада Кадырова, бывшего командира чеченских боевиков, который перешел на сторону Москвы и 5 октября стал «президентом» Чечни в результате вызвавших гневную критику выборов.
«Президент Путин, - пишет политолог, - надеется сократить российский контингент ко времени президентских выборов весной будущего года, переложив ответственность за безопасность в республике на кадыровскую полицию численностью 12 тысяч человек. Однако чеченские боевики не побеждены, так что, в сущности, Чечня находится накануне гражданской войны, во многом повторяя то, что происходило в Афганистане. Необходимо подумать о том, каковы могут быть последствия такой войны - не только для Чечни и России, но для остального мира. Чечня, как в свое время Афганистан, в течение девяти лет была ареной самого жестокого насилия. Выросло поколение юных боевиков, многие из них обращаются к радикальному исламу и несут насилие за пределы Чечни, даже в Москву».
Томас Де Ваал считает, что, поставив во главе Чечни своего сатрапа, Москва оставила надежды на широкий политический процесс. Путин, по его мнению, сумел исключить Чечню из общественного внимания двумя способами: средства массовой информации в России практически ничего не сообщают о конфликте, и для Запада Чечня представлена как еще один фронт борьбы с терроризмом Усамы бен Ладена.
Между тем Чечня оказывает пагубное воздействие на многие аспекты жизни российского общества. Наложена узда на свободу информации, растет преступность, откладывается военная реформа. «Трагедия состоит в том, - продолжает Де Ваал, - что Чечня теперь готова к политическому процессу, если бы кто-то выступил с такой инициативой. Если что-то изменилось за последние несколько лет, так это то, что население Чечни перестало поддерживать обе стороны конфликта». Автор ссылается на опросы общественного мнения, показывающие, что рядовые чеченцы больше не стремятся к независимости, но главным препятствием к нормальной жизни они считают российские войска.
По мнению Томаса Де Ваала, необходимо прислушаться к мнению молчаливого большинства. Боевики должны отказаться от своих требований независимости - что бессмысленно, когда страна лежит в руинах. А Москва в ответ должна пригласить в Чечню международных наблюдателей - что может открыть путь для инвестиций и политического процесса, основанного на коллективистских традициях Чечни, а не на власти людей типа Кадырова. «В Чечне должно быть коллективное руководство, ей больше подходит парламентская, а не президентская форма правления. Процесс должен быть открыт для всех, кто готов принять его и осудить насилие», - считает политолог. - И, наконец, кто-то должен принять ответственность за чеченскую трагедию. Россия слишком склонна к забывчивости, как показывают последствия афганской войны. Однако этот случай должен служить напоминанием о том, что может произойти, если страна проваливается в черную дыру насилия».
Интересное исследование по этой теме провел ROMIR Monitoring. В нем гражданам России было предложено оценить потери стран, отстаивающих свои интересы, в «горячих точках» - Чечне и Ираке. Всего было опрошено 1500 россиян в возрасте от 18 лет и старше. Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, кто в данный момент несет больше потерь, американские войска и их союзники в Ираке или российские войска в Чечне?». Ответы на него распределились следующим образом: российские войска в Чечне – 55%; американские войска и их союзники в Ираке – 12%; все в равной степени – 24%; затруднились ответить 9%.
Красноречивые цифры, особенно, если учесть, что США устанавливают демократию в чужой стране, а Россия не может в течение 9 лет навести порядок на собственной территории.