11.00. Включаю телевизор, второй канал. Сообщают, что президент Путин с супругой уже оголосовали. Показывают президента и супругу @ на избирательном участке, журналисты что-то у них спрашивают… Ну, что ж, это всё естественно – первым показать в день выборов голосующего президента. Но сразу следом – нечто непонятное: бодрый голос ведущего радостно сообщает, что и другие политические деятели пораньше пришли на избирательные участки. В кадре – наш главный милиционер г-н Грызлов. Что-то изрекает о гражданском долге, призывает всех явиться на выборы. Почему он? Почему главный милиционер, а, скажем, не глава правительства, не председатель Совета Федерации или Государственной думы, коль решили показать государственных деятелей в качестве образца выполнения гражданского долга? В недемократичные советские времена вслед за Брежневым показали бы Косыгина…
А дальше всё становится ясным: третьим на экране – главный спасатель г-н Шойгу. И дальше уже никаких политических деятелей, ни правых, ни левых. Всё ясно: нам показывали не главных милиционеров и спасателей, не членов правительства, то есть выбор героев телеэкрана произошел вовсе не по этому принципу. Нам представили членов Политбюро новой КПСС, партии уже заведомо, до выборов назначенной правящей. Президент отказался ответить журналистам, за кого голосовал, но не удержался и добавил: вы знаете о моих симпатиях. Не удержался, по сути, подтвердить это назначение.
Поражает откровенный цинизм наших политиков и откровенное лизоблюдство телевизионщиков. Самая бесстыдная агитация с утра в день выборов за одну партию. Выступавший следом г-н Блюститель порядка, Председатель ЦИК г-н Вешняков, ещё позавчера грозивший аж тюрьмой грубым нарушителям выборных процедур, по поводу этого грубейшего нарушения не выступил. Ну, может, и не знал ещё о нем, не успел выступить, только совершенно не верится, что выступит вообще. Он уже проявил себя как участник этих игр. Если выступит – принесу извинения. Но посмотрим, подождем и его голоса и голоса наших высших органов юстиции, призванных следить за соблюдением прав граждан.
Накануне голосования я от нескольких знакомых услышал: не пойду на выборы, не хочу участвовать в этом спектакле с известным концом. Кто-то сказал, что идет голосовать против всех. Но большинство ещё мирится с цинизмом наших политиков, наших властей. Впечатление такое, что мы, имею в виду всё общество, не развиваемся или почти не развиваемся в гражданском смысле, а, может, и пятимся назад – к смирению пред этим цинизмом, бессловесному послушанию, к холопству, которое обнаружил в россиянах ещё наш выдающийся историк Ключевский.
Так или иначе, но сегодня плакать хочется над нашей демократией. И опять стыдно за свою страну.
Александр Волков