И последнюю не погребенную жертву страшной революции XVIII века. Министерство культуры страны дало согласие предать земле мумифицированное сердце Людовика XVII. Его отец, король Людовик XVI , был казнен революционерами в 1793 году, пишут "Известия науки".
Кто сказал, что российские большевики были первооткрывателями террора и тоталитаризма? Чепуха, до них уже все придумали французские революционеры XVIII века. Это они отправили на эшафот своего короля. Это они решили распространить террор на семью убитого монарха, казнив и его жену, Марию-Антуанетту. Это они отправили в тюрьму всю семью Людовика XVI, в том числе его маленького двухлетнего сына. А когда не стало родителей малыша, наследник ликвидированного престола был отдан на воспитание простому столяру. При загадочных обстоятельства несчастный ребенок, оставшийся без близких людей и ненавидимый революционными правителями Франции, скончался в 1795 году. Официально - от "общего туберкулеза".
Уже сразу после смерти мальчика вокруг его имени стали возникать легенды. Одни говорили, что в парижском замке Тампль скончался не наследник престола, а другой ребенок, подлинный же Людовик XVII был спасен верными придворными. Другие утверждали, что малыш не умер своей смертью, а был отравлен по приказу Робеспьера и его сторонников.
Одно было известно точно. Доктор Пелатан, производивший вскрытие, извлек сердце маленького короля и поместил в сосуд со спиртом. Крошечное мумифицированное сердце перенесло множество испытаний: его теряли и снова находили, сосуд разбивали, но сердце сохранялось - и находило себе новую обитель. Как бы там ни было, сердцу Людовика XVII повезло больше, чем телам его родителей. Трупы казненных Людовика XVI и Марии Антуанетты были сброшены в общую могилу, и их так и не нашли.
В 2000 году была проведена генетическая экспертиза останков маленького короля. И тогда отпали все вопросы: обладатель ныне мумифицированного сердца, несомненно, был родственником династии Габсбургов, к которым принадлежала мать Людовика XVII, королева Мария-Антуанетта.
Сосуд с сердцем юного Людовика сейчас хранится в семейной усыпальнице французских королей, в соборе Сен-Дени. Оно выставлено в одной из крипт церкви. Не так давно Институт дома Бурбонов обратился к правительству с просьбой захоронить сердце вместе с останками французских монархов. И Министерство культуры дало такое согласие. Правда, ни дата церемонии, ни ее регламент пока еще не утверждены.
Все-таки, какая разная действительность у нас и у французов! Они бережно хранили сердце ребенка как напоминание о темных эпизодах своей истории. А мы бережно храним труп палача, который стал причиной гибели миллионов людей, и в том числе - детей царской семьи.
Эльмар Гусейнов