Возобладают ли в новом году в Армении антироссийские настроения?

Возобладают ли в новом году в Армении антироссийские настроения?

Возобладают ли в новом году в Армении антироссийские настроения?

Рассуждая на эту тему, многие эксперты приходят к выводу о  том, что сегодня в Армении антироссийских настроений как таковых обнаружить практически невозможно. Наоборот, в обществе существует особая тяга ко всему российскому - русские товары считаются самыми лучшими априори, победа российских спортсменов называется «наши победили» и т.д. Кроме того, российские войска защищают границу страны, что только приветствуется в обществе.

В то же время выборы, прошедшие в марте-мае 2003 года в Армении, а затем в конце года - в Грузии и России, внесли определенное напряжение в армянском обществе по отношению к российской политике в регионе. В начале определенное недовольство оппозиции и части населения вызвала передача пяти крупных армянских предприятий России в обмен на государственный долг страны. Параллельно РАО «ЕЭС России» начала скупать энергетический сектор Армении. На сегодняшний день компания контролирует 80% энергопроизводящих мощностей в стране.

Критику вызвал тот факт, что поспешные договоренности о передаче российской стороне армянских предприятий были достигнуты в основном в январе-марте 2003 года, как раз перед президентскими выборами в Армении. Российской стороне даже была передана в доверительное управление Армянская АЭС, являющаяся стратегическим объектом. Этот факт был расценен оппозицией, как попытка Роберта Кочаряна заручиться поддержкой Кремля, что впоследствии оправдалось.

Кочарян получил от Москвы информационную поддержку, наблюдатели же от СНГ заявили о том, что выборы прошли полностью демократично, несмотря на прямо противоположные отчеты международных наблюдательских групп, констатирующих вопиющие фальсификации. Подобная позиция Кремля уже вызвала определенное недовольство главного оппонента Роберта Кочаряна - Степана Демирчяна и сплотившихся вокруг него практически всех оппозиционных лидеров, сформировавших блок «Справедливость». 

Еще в июле 2003 года Степан Демирчян заявлял, что стратегический союз с Россией он считает «одним из главных приоритетов нашей внешней политики». Но «революция роз» в Грузии дала новый толчок впавшей в депрессию армянской оппозиции. В ноябре прошлого года секретарь блока «Справедливость» Виктор Даллакян заявил, что оппозиция Армении встает на ноги, указав, что уже в повестку дня Национального Собрания введен законопроект о вотуме недоверия президенту.

Правда, оппозиция оговаривается, что не собирается идти ни по грузинскому, ни по румынскому или другому варианту, а разрабатывает свой, армянский вариант смены нелегитимной власти в стране, пока не раскрывая своих планов. При этом оппозиция, не имеющая четко выраженных прозападных настроений, теперь не может настроиться позитивно и в отношении к России.

Политика Москвы в Грузии начала восприниматься крайне негативно в армянской оппозиционной элите. Особенно после думских выборов в Армении заговорили о том, что в России возобладал авторитарный строй, который пытается распространить свою идеологию и на Южный Кавказ, что и происходит сейчас в Грузии. По словам одного из лидеров блока «Справедливость» Шаварша Кочаряна, Армения в результате своей пророссийской политики продолжает все более изолироваться от международного сообщества. Виктор Даллакян, в свою очередь, заявил, что Роберт Кочарян стал «марионеткой Москвы».

По выражению Даллакяна, Роберт Кочарян идет на все, чтобы угодить России только для того, «чтобы усидеть на своем кресле». По мнению депутата, президент Армении идет на беспрецедентные уступки России. «Российской стороне за короткий промежуток времени было передано 80% энергетического сектора Армении. И после этого власти собираются принять закон, по которому все долги за электроэнергию будут скинуты на правительство страны, а не на РАО «ЕЭС России», - отметил Виктор Даллакян. «В мире нет аналогов тем соглашениям, которые были достигнуты относительно российской военной базы. Недостаточно того, что российской стороне были выделены в собственность земли, на которых находится база, так правительство взяло на себя покрытие ее коммунальных расходов. Всюду принято обратное, страны пополняют свой бюджет за счет чужого военного присутствия»,- добавил оппозиционер.

Критика в адрес властей в отношении их сближения с Россией звучит и с другой стороны стана оппозиции. Член центра «Армат», который собрал под своей крышей лидеров бывшей правящей при Левоне Тер-Петросяне партии «Армянского общенационального движения», Степан Григорян, также усмотрел негативные изменения в политике Москвы на Южном Кавказе. По его мнению, в последнее время политику России относительно стран СНГ и в частности Армении можно охарактеризовать как силовую и неоимпериалистическую. Степан Григорян считает, что Армения должна активизировать с НАТО и США военно-политические отношения, отстающие в сравнении с Грузией и Азербайджаном.

Таким образом, 2003 год оказался несколько парадоксальным в плане армяно-российских отношений. В начале прошлого года и власти, и оппозиция в один голос говорили перед выборами о необходимости углубления отношений между Россией и Арменией. Пожалуй, это был один из немногих пунктов, по которому взгляды властей и оппозиции совпадали. К осени власти подкрепили свои слова передачей России большей части энергосектора страны, а Москва заявила, что будет модернизировать вооружение на 102-ой российской базе, расквартированной в Гюмри.

В то же время, подобные шаги все больше нервируют местных оппонентов официального Еревана. Учитывая тот факт, что оппозиционный лидер Степан Демирчян получил, только по официальным данным, во время президентских выборов около 33% голосов, подобный крен в антироссийскую риторику способен иметь серьезное влияние и на широкое общественное мнение.

 

     Самвел Мартиросян

Оценить статью
(0)