Правительство обещает позаботиться о здоровье россиян

Правительство обещает позаботиться о здоровье россиян

Правительство обещает позаботиться о здоровье россиян

15 января кабинет министров рассмотрит проект закона об обязательном медицинском страховании (ОМС), а также другие вопросы, связанные с введением ОМС. С докладом на заседании выступит первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев. Поскольку в ряде регионов закон должен быть введен с 1 января 2005 года, МЭРТ предлагает активизировать его доработку в правительстве, не возвращая документ в министерства и ведомства. Депутаты должны принять законопроект "Об обязательном медицинском страховании" до середины 2004 года. Вице-премьер Г.Карелова в ходе подготовки к заседанию обратила особое внимание на участие в софинансировании медицинских услуг, оказываемых амбулаторными и стационарными медучреждениями неработающим пенсионерам, со стороны Пенсионного фонда. Эксперимент проводился в 18 регионах, и в 2004 году новая система медицинского страхования пенсионеров будет внедрена уже в 40 субъектах РФ. По словам Кареловой, в нынешнем году предстоит внедрить тот же принцип финансирования и в отношении других категорий населения.

Сам Пенсионный фонд считает нецелесообразным исключать действующие сейчас страховые организации из будущей системы обязательного медицинского страхования /ОМС/. В проекте законопроекта речь идет о специализированных организациях системы ОМС, которые будут заниматься исключительно этим видом деятельности, очевидно, однако, что их создание и разработка с нуля соответствующей нормативной базы затруднит и замедлит процесс ввода новой системы ОМС.

В целом, комплекс вопросов, которые необходимо решить в связи с введением в России ОМС, затрагивает реструктуризацию бюджетной сети в здравоохранении, разработку медико-экономических стандартов для установления цен на медицинские услуги, создание механизма страхования ответственности медработников и защиты прав пациента, а также введение в закон положений о полномочиях Минфина и Минздрава в этой сфере. В частности, как заявил Дмитриев, появление нового закона потребует отмены недавнего постановления правительства, которое было принято по инициативе Минздрава и "вводит жесткую централизованную систему административного планирования для всех страховых организаций по объемам и видам оказания услуг медицинской помощи".

В бюджете-2004 по сравнению с бюджетом 2003 года расходы на здравоохранение и физическую культуру увеличены на 23%. Однако хватит ли этих денег для того, чтобы кардинально улучшить ситуацию в этой сфере?

Как заявил М.Дмитриев в интервью «Еженедельному журналу», государственные расходы на медицину составляют $10 млрд. в год. Страховым медицинским организациям до таких объемов пока далеко, но финансовые потоки, которые пойдут на ОМС в ближайшей перспективе, могут удвоиться. «Проблема нашей медицины, как ни странно, не в том, что выделяется слишком мало денег, а в том, что они направляются не туда, где действительно нужны. Если взять реальные расходы на ОМС, то они на несколько десятков миллиардов рублей превышают стоимость обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи. Многие направления лечебной помощи у нас недофинансированы, а по другим – серьезный перерасход. Сейчас средства выделяются медучреждению для оплаты расходов по смете. Это значит, что госпиталь, где лечат хорошо, и больница, где лечат очень плохо, получают сегодня одинаковое финансирование, и никого при распределении средств, по большому счету, не волнует ни качество лечения, ни количество граждан, получивших реальную помощь. В итоге госпиталь, предоставляющий качественные медицинские услуги, вынужден отбиваться от лишних пациентов или брать с них деньги. Существует и другая проблема – у нас есть богатые территории, где больницы отделаны мрамором, привезенным из-за трех морей, а есть регионы, где в поликлиниках крыши вот-вот обрушатся», - пояснил М.Дмитриев.

Как полагает МЭРТ, с введением закона об ОМС ситуация в здравоохранении значительно улучшится. Далее наступит следующий этап – разработка закона о добровольном медицинском страховании. Клиенты страховых компаний, купившие полис добровольного медицинского страхования (ДМС), смогут существенно сэкономить на оплате медицинских услуг, считает Дмитриев. По версии некоторых страховых компаний, страховщики собирают по ДМС примерно $500 млн. в год. И исходя из общих расходов на здравоохранение, это не такая уж большая сумма.

Какова международная статистика в этой сфере? По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на 2001 год (более свежие сравнительные данные недоступны), общая сумма медицинских расходов на душу населения в США составила $4887 в год, из них расходы государственных организаций составили $2168. Это бесспорный лидер. На втором месте в мире, со значительным отставанием, идет Норвегия (соответственно, $2920 и $2447). На третьем - Германия ($2820 и $1807). Далее следуют Франция ($2567 и $1951), Израиль ($1839 и $1272).

Для России эти показатели составляют $454 и $310, для Армении - $273 и $112, для Азербайджана - $48 и $32, для Беларуси - $464 и $402, для Грузии - $108 и $41, для Казахстана - $204 и $123, для Кыргызстана - $108 и $53, для Латвии - $509 и $267, для Литвы - $478 и $337, для Молдовы - $100 и $56, для Таджикистана - $43 и $12, для Туркменистана - $245 и $180, для Узбекистана - $91 и $68, для Украины - $176 и $120, для Эстонии - $562 и $438. Польша имеет показатели $629 и $452, Китай - $224 и $83.

Тем не менее, как считает Washington Profile, даже большие деньги не гарантируют успеха. В 2000 году ВОЗ оценила качество системы здравоохранения государств мира. Рейтинг показал, что качество медицинской помощи не всегда зависит от размеров страны, численности населения и состояния экономики. Также не существует некой универсальной модели организации здравоохранения, которая может принести успех и процветание всем государствам. В большинстве успешных в этом отношении стран мира используются собственные, иногда уникальные, наработки и идеи. К примеру, по данным ВОЗ, лучшая в мире общественная система здравоохранения создана во Франции, на втором месте - Италия, на третьем - карликовое европейское государство Сан-Марино. Кроме них в первой десятке: другое государство-карлик Андорра, Мальта, Сингапур, Испания, Оман, Австрия и Япония. Наличие в списке лидеров султаната Оман, в котором ВВП на душу населения не превышает $7,7 тыс. (для сравнения, во Франции он $24,4 тыс., в Испании $18 тыс.) опровергает расхожее убеждение, что здоровье нации зависит, прежде всего, от состояния экономики страны. США находятся лишь на 35 месте, а Куба, чья экономика несравнима с американской, на почетном 37 месте.

Из постсоветских государств в лучшем состоянии на тот момент находилась система здравоохранения Казахстана (64 место), Беларуси (72) и Литвы (73). Показательно, что относительно "бедная" Беларусь по этому показателю превзошла "богатых" Эстонию (77 место) и Латвию (105 место). По этому же показателю Украина на 79 месте, Молдова - на 101, Армения - на 104, Азербайджан - на 109, Грузия -114, Узбекистан - 117, Россия -130, Кыргызстан - 151, Туркменистан -153, Таджикистан -154. Для сравнения, Китай находится на 144 месте, Индия - на 112, Польша - на 50, Албания - на 55.

 

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту