На прошлой неделе глава министерства труда и социального развития РФ Александр Починок сообщил, что в текущем году в России будет пересмотрена черта бедности. В соответствии с новой потребительской корзиной она станет более высокой на 10%. Также Починок отметил, что в 2004 году планируется разработать социальный и пенсионный кодексы и завершить, таким образом, формирование в России правовой базы. При этом Министерство труда продолжит работу по увеличению социальной поддержки наименее обеспеченных граждан.
Правовой основой для установления государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и осуществления других мер социальной защиты является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятый Государственной Думой еще 10 октября 1997 года. В законе даны определения основных понятий. Так, потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Прожиточный минимум предназначается в основном для оценки уровня жизни населения, обоснования минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии по старости, определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
Согласно закону, в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) включены:
продукты питания - хлеб, мука пшеничная, рис, крупы, макаронные изделия, картофель, овощи, бахчевые, огурцы и помидоры, столовые корнеплоды, фрукты, сахар и кондитерские изделия, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, соль, чай, специи;
непродовольственные товары - верхняя пальтовая группа, верхняя костюмно-платьевая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства;
услуги - объем потребления жилья, центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, газо- и электроснабжения, транспортные услуги, ремонт одежды и обуви, услуги связи, посещение парикмахерских, бань, кинотеатров.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам устанавливается в целом по России правительством, а в регионах - местными органами исполнительной власти. Состав и объем потребительской корзины в натуральных показателях определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов в порядке, устанавливаемом правительством.
Сопоставление показателей потребления основных видов продуктов питания населением России и других стран дает возможность посмотреть на проблему питания еще с одной точки зрения. В сравнении с развитыми странами Россия отличается низким уровнем потребления мяса, рыбы, молока и фруктов, но более высоким потреблением картофеля, свидетельствует Госкомстат.
Наиболее высок уровень потребления мяса и мясопродуктов в США и Австралии, где он превышает 100 кг в год на душу населения. Потребление мяса средним россиянином почти втрое ниже, чем средним американцем. Чуть меньше, чем в России, потребляют мяса в Болгарии и примерно столько же - в Японии, где более широко распространено употребление рыбы. Высок уровень потребления рыбных продуктов в Дании и Франции.
Уровень потребления растительного масла также низок в России, хотя в Великобритании и Финляндии он еще ниже. Однако в Италии он почти втрое выше, в Австрии, Германии и Польше - в 1,8 раза выше. Уровень потребления молока наиболее высок во Франции и Германии - 430 кг в год на душу населения. В России он почти вдвое ниже, но заметно выше, чем в Японии, Болгарии и Великобритании. Уровень потребления яиц наиболее высок в Японии и Чехии - около 320 штук в году на душу населения. По потреблению яиц Россия занимает среднее место среди развитых стран.
Наряду с Польшей, Россия выделяется высоким уровнем потребления картофеля - примерно вдвое выше, чем в большинстве развитых стран и почти втрое выше, чем в Италии и Болгарии. Высоким уровнем потребления хлеба и хлебопродуктов (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые), помимо России, отличаются та же Польша, США и Япония. В Италии и Болгарии уровень потребления хлебопродуктов еще выше.
По потреблению овощей и продовольственных бахчевых культур Россия занимает среднее положение. В Италии уровень потребления этих продуктов питания почти в 2,5 раза больше, а в Болгарии, Нидерландах, Польше, Франции, США и Японии - в 1,3-1,5 раза выше, чем в России. В то же время, в Финляндии и Великобритании он в 1,4 раза ниже, что, безусловно, отражает особенности традиционной национальной кухни и культуры питания.
По потреблению фруктов и ягод Россия значительно отстает от других стран, хотя, справедливости ради, следует отметить, что и Польша, Болгария и Венгрия, еще в недавние времена являвшиеся для России основными экспортерами товаров этой группы, не очень далеко ушли от нее, уступая, таким образом, более северным странам, как Финляндия и Нидерланды.
Как известно, культура питания на Западе такова, что основную часть блюд составляют замороженные продукты и полуфабрикаты. Их приготовление занимает мало времени, к тому же, в замороженных овощах и фруктах сохраняются все витамины. Недавно ROMIR Monitoring провел в России очередное исследование общественного мнения, призванное выяснить – как часто и какими полуфабрикатами пользуются россияне.
Всего было опрошено 1500 россиян в возрасте от 18 лет и старше. Респондентам был задан вопрос: «Какие из следующих видов мясных замороженных полуфабрикатов приобретаются в Вашем домохозяйстве не реже одного раза в квартал?». Можно было указать несколько вариантов ответов, поэтому сумма в таблицах может не соответствовать 100%. Ответы на него распределились следующим образом:
Как показал опрос, пельмени и котлеты традиционно находятся на вершине рейтинга – их предпочитают абсолютное большинство во всех категориях граждан. А вот блинчики и пиццу предпочитает всё-таки молодые люди в возрасте 18-34 лет. Граждане с низким доходом и не полным образованием чаще отказываются от приобретения полуфабрикатов.
Помимо мясных полуфабрикатов, существует широкое предложение всевозможных замороженных овощей и фруктов. И хотя замороженные овощи и фрукты могут быть даже более питательными (принимая во внимание проблемы, возникающие при длительном хранении свежих продуктов или их повреждении при перевозке) – большая часть населения России не приобретают подобного рода продукцию.
Респондентам был задан вопрос: «Какие из следующих видов замороженных овощей (именно овощей, а не смесей) приобретаются в Вашем домохозяйстве не реже одного раза в квартал?» Можно было указать несколько вариантов ответов, поэтому сумма в таблицах может не соответствовать 100%. Ответы на него распределились следующим образом:
Респондентам был задан вопрос: «Какие из следующих видов замороженных ягод приобретаются в Вашем домохозяйстве не реже одного раза в квартал?» Можно было указать несколько вариантов ответов, поэтому сумма в таблицах может не соответствовать 100%. Ответы на него распределились следующим образом:
Лидерами среди покупающих замороженные овощи и фрукты можно назвать возрастную категорию от 18 до 24 лет и от 24 до 34 – их показатели потребления по всем пунктам выше, чем у других категорий. Так же очевидна связь между уровнем дохода и приобретением замороженных овощей и фруктов, чем выше доход – тем выше потребление и реже встречается отказ от покупки подобной продукции. Это, вероятно, связано, как с уровнем занятости, так и с возможностью потратить деньги не только на «жизненно-необходимые» продукты питания.
Также можно утверждать, что более молодые категории граждан ещё не успели обзавестись собственным приусадебным хозяйством и не заготавливают дары собственного сада и огорода впрок, как часто поступает старшее поколение.
Вот такая потребительская корзина…