ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Альтернативный взгляд на успешное развитие российской экономики

Альтернативный взгляд на успешное развитие российской экономики

Альтернативный взгляд на успешное развитие российской экономики

«Итоги исполнения бюджета 2003 года» - пресс-конференция с таким названием прошла 26 января в Москве. Пришедшие на нее журналисты могли ознакомиться с альтернативной точкой зрения по поводу развития российской экономики председателя Президиума и научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, так как, слушая выступления руководителей Минэкономразвития, Минфина, Центробанка и Госкомстата, складывается впечатление, что проблем в этой сфере у страны вообще нет.

В начале пресс-конференции М.Делягин отметил, что бюджет-2003 по доходам перевыполнен на 1,0%. Доходы составили 2588,3 млрд. руб. из них дополнительные - 25,7 млрд. руб. Далее эксперт подчеркнул, что одним из настораживающих моментов стал недобор единого социального налога (ЕСН). В 2003 году он составил 0,6%, т.е. было получено 363,6 млрд. руб., а недобор составил 2 млрд. руб., что в условиях более высокого, чем предполагалось, экономического роста свидетельствует о значимом в масштабах всей экономики росте уклонения от уплаты ЕСН и создании угрозы финансированию социальных фондов.

Также, по словам М.Делягина, по расходам бюджет был недофинансирован на 1,8%, а относительно уточненной бюджетной росписи - на 2,3%. «Все расходы составили 2371,5 млрд. руб., при этом бюджетополучателям было выделено на 66,1 млрд. руб. меньше, чем им было обещано. Экономия на процентных платежах по итогам 2003 года составила 9,7%, недофинансирование непроцентных расходов - 1,5%, т.е. 30,5 млрд. руб.», - отметил он.

Далее эксперт обратил внимание на то, что профицит федерального бюджета, который планировался на уровне 135,0 млрд. руб., в результате некоторых финансовых операций вырос в 1,6 раза, т.е. на 81,8 млрд. руб. и в итоге достиг 216,8 млрд. руб. - 1,6% ВВП или 9,1% расходов бюджета. «Таким образом, целью государственной бюджетной политики в 2003 году было ограничение присутствия государства в экономике, сокращение доходов и, главным образом, непроцентных расходов, а не развитие и тем более модернизация последней. В свою очередь, бизнес получил несколько больше денег, чем ему было обещано, правда, в основном за счет уклонения от налогов», - заключил он.

Также М.Делягин подчеркнул, что в 2003 году продолжилась политика замораживания средств в бюджете. «Бюджетные проектировки предусматривали сокращения остатков неиспользуемых средств на 64,2 млрд. руб. На деле по итогам года они выросли на 9,7 млрд. руб., в том числе в декабре на 51,5 млрд. руб. - до 255,0 млрд. руб.», - отметил он.

Финансирование расходных статей в 2003 году, по словам М.Делягина, осталось исключительно неравномерным. По итогам года наблюдалось перефинансирование следующих статей: наука - на 3,3%, образование - на 2,3%, культура - на 0,7%, здравоохранение - на 0,2%. Отчасти причина перефинансирования – это изменение системы учета, при котором часть внебюджетных доходов стала учитываться в бюджетном финансировании. «Целью этого является, с одной стороны, улучшение статистики перед выборами, а с другой - подготовка к сокращению бюджетного финансирования и к его частичному замещению средствами, зарабатываемыми самостоятельно», - подчеркнул он.

Также, по словам М.Делягина, в 2003 году полностью, т.е. на 100%, была профинансирована экология, СМИ, МЧС, создание рыночной инфраструктуры, пополнение госзапасов, утилизация вооружений, мобилизационная подготовка, космос, а также бюджетный фонд Минатома. «Умеренно недофинансированы были органы правопорядка и безопасности, а также дорожное хозяйство, которые получили по 99,9% обещанного, госуправление и оборона по 99,8% и судебная система 99,7%. Значительное же недофинансирование наблюдалось по следующим статьям: транспорт и связь - на 1,3%, сельское хозяйство - на 1,5%, социальные нужды - на 1,6%, промышленность - на 1,9%, финансовая помощь регионам - на 2,3% и военная реформа - на 8,5%. Недофинансирование в предвыборный год может свидетельствовать только о слабой зависимости государства от общества», - подчеркнул он.

В заключение М.Делягин отметил, что недофинансирование расходов декабря 2003 года составило 17,2% - в том числе потому, что часть средств перед выборами выплачивалась досрочно, в ноябре. «С 20 ноября, за 17 дней до выборов, Минфин вдруг начал проводить финансирование расходов «опережающими темпами в счет объема расходов на декабрь». Масштабы этого досрочного финансирования поражают. Так, общий масштаб досрочного, а по сути, предвыборного финансирования составил 10,2 млрд. руб.! Единственное объяснение, данное Минфином по этому поводу, касалось только социальных разделов, в финансирование которых были частично включены внебюджетные доходы бюджетополучателей. Однако совпадение этой статистической новации с завершающей стадией выборов само по себе производит глубокое впечатление, потому что раньше такого не было», - подытожил эксперт.

 

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту