Альтернативный взгляд на успешное развитие российской экономики

Альтернативный взгляд на успешное развитие российской экономики

Альтернативный взгляд на успешное развитие российской экономики

«Итоги исполнения бюджета 2003 года» - пресс-конференция с таким названием прошла 26 января в Москве. Пришедшие на нее журналисты могли ознакомиться с альтернативной точкой зрения по поводу развития российской экономики председателя Президиума и научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, так как, слушая выступления руководителей Минэкономразвития, Минфина, Центробанка и Госкомстата, складывается впечатление, что проблем в этой сфере у страны вообще нет.

В начале пресс-конференции М.Делягин отметил, что бюджет-2003 по доходам перевыполнен на 1,0%. Доходы составили 2588,3 млрд. руб. из них дополнительные - 25,7 млрд. руб. Далее эксперт подчеркнул, что одним из настораживающих моментов стал недобор единого социального налога (ЕСН). В 2003 году он составил 0,6%, т.е. было получено 363,6 млрд. руб., а недобор составил 2 млрд. руб., что в условиях более высокого, чем предполагалось, экономического роста свидетельствует о значимом в масштабах всей экономики росте уклонения от уплаты ЕСН и создании угрозы финансированию социальных фондов.

Также, по словам М.Делягина, по расходам бюджет был недофинансирован на 1,8%, а относительно уточненной бюджетной росписи - на 2,3%. «Все расходы составили 2371,5 млрд. руб., при этом бюджетополучателям было выделено на 66,1 млрд. руб. меньше, чем им было обещано. Экономия на процентных платежах по итогам 2003 года составила 9,7%, недофинансирование непроцентных расходов - 1,5%, т.е. 30,5 млрд. руб.», - отметил он.

Далее эксперт обратил внимание на то, что профицит федерального бюджета, который планировался на уровне 135,0 млрд. руб., в результате некоторых финансовых операций вырос в 1,6 раза, т.е. на 81,8 млрд. руб. и в итоге достиг 216,8 млрд. руб. - 1,6% ВВП или 9,1% расходов бюджета. «Таким образом, целью государственной бюджетной политики в 2003 году было ограничение присутствия государства в экономике, сокращение доходов и, главным образом, непроцентных расходов, а не развитие и тем более модернизация последней. В свою очередь, бизнес получил несколько больше денег, чем ему было обещано, правда, в основном за счет уклонения от налогов», - заключил он.

Также М.Делягин подчеркнул, что в 2003 году продолжилась политика замораживания средств в бюджете. «Бюджетные проектировки предусматривали сокращения остатков неиспользуемых средств на 64,2 млрд. руб. На деле по итогам года они выросли на 9,7 млрд. руб., в том числе в декабре на 51,5 млрд. руб. - до 255,0 млрд. руб.», - отметил он.

Финансирование расходных статей в 2003 году, по словам М.Делягина, осталось исключительно неравномерным. По итогам года наблюдалось перефинансирование следующих статей: наука - на 3,3%, образование - на 2,3%, культура - на 0,7%, здравоохранение - на 0,2%. Отчасти причина перефинансирования – это изменение системы учета, при котором часть внебюджетных доходов стала учитываться в бюджетном финансировании. «Целью этого является, с одной стороны, улучшение статистики перед выборами, а с другой - подготовка к сокращению бюджетного финансирования и к его частичному замещению средствами, зарабатываемыми самостоятельно», - подчеркнул он.

Также, по словам М.Делягина, в 2003 году полностью, т.е. на 100%, была профинансирована экология, СМИ, МЧС, создание рыночной инфраструктуры, пополнение госзапасов, утилизация вооружений, мобилизационная подготовка, космос, а также бюджетный фонд Минатома. «Умеренно недофинансированы были органы правопорядка и безопасности, а также дорожное хозяйство, которые получили по 99,9% обещанного, госуправление и оборона по 99,8% и судебная система 99,7%. Значительное же недофинансирование наблюдалось по следующим статьям: транспорт и связь - на 1,3%, сельское хозяйство - на 1,5%, социальные нужды - на 1,6%, промышленность - на 1,9%, финансовая помощь регионам - на 2,3% и военная реформа - на 8,5%. Недофинансирование в предвыборный год может свидетельствовать только о слабой зависимости государства от общества», - подчеркнул он.

В заключение М.Делягин отметил, что недофинансирование расходов декабря 2003 года составило 17,2% - в том числе потому, что часть средств перед выборами выплачивалась досрочно, в ноябре. «С 20 ноября, за 17 дней до выборов, Минфин вдруг начал проводить финансирование расходов «опережающими темпами в счет объема расходов на декабрь». Масштабы этого досрочного финансирования поражают. Так, общий масштаб досрочного, а по сути, предвыборного финансирования составил 10,2 млрд. руб.! Единственное объяснение, данное Минфином по этому поводу, касалось только социальных разделов, в финансирование которых были частично включены внебюджетные доходы бюджетополучателей. Однако совпадение этой статистической новации с завершающей стадией выборов само по себе производит глубокое впечатление, потому что раньше такого не было», - подытожил эксперт.

 

Оценить статью
(0)