Ораторское искусство: правильно орать и не только

Ораторское искусство: правильно орать и не только

Миновав бескомпромиссные и безжалостные новогодние торжества, вы в который раз убедились: самое неприятное, что может случиться на празднике, — вас попросят произнести тост. Хотя нет, может быть еще и хуже: вы, поняв, что отказываться и отбрыкиваться бесполезно, начнете говорить, запутаетесь в собственной мысли, запнетесь, покраснеете, окончательно стушуетесь, глядя на довольные лица, ждущие от вас как минимум шедевра из сборника «Тосты на все случаи жизни» (а вы ведь смотрели, честно смотрели, даже учили, но все забыли), и, смазанно промямлив: «В общем, за нас всех», залпом выпьете все жидкости, имеющиеся на расстоянии протянутой руки.

Изрядно потрепанные, но непобежденные, мы печально взираем на воцарившийся вокруг нас постпраздничный беспорядок, рефлексируем и, пока живы воспоминания, учимся наконец-то говорить публично.

Ораторское искусство, как высокопарно называют умение говорить красиво и «как по писаному» в любой ситуации, оказывается, не такая уж и простая вещь. Традиционно его делят на две составляющие: техническую и психологическую, пишет «АиФ Твой Курс» .

 Назло детским комплексам

Как часто, зная, что сказать, вы тушевались? А молчали только из страха привлечь к себе внимание собравшихся вокруг людей? Боялись, что, как только начнете говорить, у вас покраснеют уши, начнет дергаться глаз, атрофируются мозги, земля разверзнется под ногами, а все присутствующие сразу же начнут смеяться и указывать пальцем на вашу некомпетентность? Корень неуверенности заикающегося оратора — в психологии. На него могут влиять детские комплексы (так, например, заводила традиционно более раскрепощен перед публикой, чем ребенок, бывший в компании «серой мышкой») или банальное неумение держаться перед публикой, обусловленное отсутствием практики. Так что первый пункт ораторского искусства — раскрепощенность. Добиться этого можно и чисто физически: говорить нужно, только выпрямив спину, подняв подбородок. Внушите себе, что вы красивы, остроумны и все люди вами восхищяются. Тогда это чувство будет реализовываться на практике. Кстати, замечали, что, то, как человек себя держит и как говорит (уверенно, убедительно и красиво), даже важнее того, что конкретно он, в сущности, говорит (это может быть непередаваемая чушь, но даже она покажется гениальной в устах умелого оратора). Людям ошибочно кажется, что их главная проблема — избыточное волнение, но на самом деле ее суть — в недостаточной раскрепощенности.

Научиться этому можно и самому, практикуя, скажем, медитации или аффирмации: «Я говорю красиво и правильно, много репетируя» (суть красивой речи — в первую очередь в практике), — дома перед зеркалом (у вас есть реальный шанс увидеть себя таким, каким вас видят люди во время выступления), руководствуясь книгами из серии «Как говорить с кем угодно и о чем угодно» или посещая спецсеминары. Оказывается, курсов ораторского мастерства примерно так же много, как курсов скорочтения, суперпамяти и тренингов активного мышления.

Доктор, научите меня… говорить

«Чаще всего нашими учениками становятся люди, уже преуспевшие в жизни, — говорит директор психологического центра, в расписании которого числятся и тренинги «Ораторское искусство: умение публично говорить», — очень много руководителей, директоров различных фирм, менеджеров выcшего звена. Механизм таков: добившись определенного карьерного статуса, человек понимает, что теперь ему нужно выступать не только перед женой и детьми или в компании подвыпивших друзей, но и перед большим скоплением народа. Директора и менеджеры, к примеру, обязательно произносят речи перед сотрудниками, а ведь им приходится вести и переговоры, и семинары. Вот тогда неумение говорить — просто трагедия. Еще Наполеон сказал: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает», а Дейл Карнеги резюмировал, что «умение красиво говорить —  наикратчайший путь к блестящей карьере». Мы, устраивая тренинги, помогаем людям обрести это одно из главных составляющих успеха».

Суть таких тренингов сводится к многочисленным тренировкам разговоров в любой ситуации: групповое занятие призвано показать, что в общении и разговоре нет ничего страшного. Только прочувствовав это на собственной шкуре, плохой оратор превращается в сносного, а после — в хорошего. Как правило, в курс занятий ораторской речи входит от 5 до 10 уроков. Психологи-консультанты объясняют, не только куда нужно смотреть во время разговора, как настроить себя на публичную речь и скрыть волнение, но как правильно дышать, строить предложения и прочее.

Аки Тина Канделаки

Вторая составляющая успешного ораторствования — техника. На факультетах, где готовят радио- и тележурналистов, целые курсы посвящены постановке правильного дыхания, умению не просто говорить слова, но преподносить речь доходчиво (недостаточно, предположим, просто прочитать  — журналистов учат дробить текст на смысловые фрагменты и произносить их с соответствующим понижением или повышением интонации, чтобы информация была удобоварима для зрителя/слушателя).

Кроме этого, обязательной задачей развития правильной речи с технической точки зрения является сам принцип подачи звука. Мало кто задумывался над этим, но даже один и тот же звук можно «преподнести» по-разному. Говоря в себя, мы мямлим и кажемся неуверенными, а «выбрасывая» звук вперед, на собеседника, становимся похожими на Тину Канделаки.

Кстати, в советское время на всех телевизионных каналах был специальный отдел «учителей речи». Именно они занимались с дикторами и журналистами дикцией, ставили им дыхание, разумно считая, что залог любой красивой речи — многократные тренировки. Сегодня штатные педагоги остались лишь на некоторых каналах.

«Существуют специальные гимнастики для «раскрытия» голоса. Если человек всерьез хочет научиться публично говорить, он должен осваивать параллельно и психологические установки, поскольку лишь в совокупности они приводят к желаемому результату, — говорит педагог, занимающийся техникой речи, — причем в состав технического комплекса обычно входит активная дыхательная гимнастика, вибрационный самомассаж и только после этого тренировка в произношении звуков и звукосочетаний, скороговорок. Простое на первый взгляд ораторское искусство оказывается на деле сложной и кропотливой работой, освоить которую за неделю или две просто невозможно. Но даже научившись, требуется постоянное, систематическое повторение и совершенствование».

Неглупые люди сказали

Аристотель:

«Слово — самое сильное оружие человека».

Цицерон:

«Поэтами рождаются, ораторами становятся».

Франсуа де Ларошфуко:

«Настоящее красноречие — это умение сказать все, что нужно, но не более того».

Уинстон Черчилль:

«Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей».

Вольтер:

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

 

 

Оценить статью
(0)