Стратегическая атака на стресс

Стратегическая атака на стресс

Правильное проявление своих эмоций – это существенный элемент управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения.

К сожалению, нас не учат правильно выражать эмоции, что грозит определенными издержками на уровне личных переживаний, может послужить внутренним источником стресса и повлиять на качество межличностных отношений.

Особенно опасен стресс, или отрицательный стресс, который повышает уязвимость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям и поэтому требует немедленного принятия мер по его преодолению. Именно такой стресс в обыденном сознании рассматривается как негативное явление, которое приносит одни страдания, что, естественно, оказывает влияние на здоровье человека, пишет JobCenter.ru

Эта точка зрения характерна и для менеджеров, большинство из которых также рассматривают стресс только как негативное, неприятное явление в своей жизни. При этом многие менеджеры не делают различий между факторами, вызывающими стресс, иначе – стрессорами, и симптомами стресса.

Так, по мнению менеджеров, стресс – это и когда слишком много работы и слишком мало времени, это и неспособность справиться с накопившимися бедами, это и слишком большое социальное и эмоциональное давление, это и состояние тревожности и раздражительности. Подобное представление о стрессе является достаточно распространенным.

С точки зрения когнитивной психологии, именно представления о мире, событиях, явлениях, правильные или неправильные, и обуславливают поведение человека. Поэтому неверное представление о стрессе само может стать своеобразной предпосылкой возникновения настоящего стресса.

Для возникновения стресса необходимо воздействие двух факторов, которые могут быть обозначены как

«потенциальный стресс» (включает стрессоры)

«способность преодолеть» стресс.

Человек оценивает свои возможности и способности встретить стресс и сопоставляет их с предъявляемыми требованиями, внешними или внутренними, исполняющими роль стрессоров. Если возможности и способности соответствуют требованиям, т.е. человек видит в себе силы адекватно перерабатывать стрессоры, то стресс как таковой не возникает.

Несоответствие между потенциальными стрессорами и имеющимися способностями встретить стресс и вызывают стресс на физиологическом и психологическом уровнях. Такое несоответствие может быть обозначено как дисбаланс.

Таким образом, не сами стрессоры (негативные жизненные события или внутренний конфликт) являются причиной стресса, а представления человека о том, сможет он или не сможет справиться со стрессорами.

Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией со всеми вытекающими последствиями, а для другого – необходимым элементом жизнедеятельности. Индивидуальные различия по отношению к стрессу обусловлены во многом своеобразными личностными способностями человека. В одной из работ, посвященных изучению стрессов у менеджеров, выделено шесть диспозиционных типов личностей, которые по-разному реагируют на стресс.


1. Честолюбивый тип – к этому типу относятся люди с сильной потребностью достижения и успеха. В основном это менеджеры, которые энергичны, подвижны, доминантны, агрессивны и ориентированы на дело. Причинами стресса для них являются перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание себя. Основными симптомами стресса являются бессонница, высокое кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение и потребление алкоголя.
2. Спокойный тип к нему относятся безмятежные и спокойные люди; они ориентированы на прошлое, мечтательны и малоактивны, соблюдают баланс между работой и домом, отличаются низкой уязвимостью к стрессу. Причинами стресса могут стать или другие люди, или требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренное течение жизни.
3. Совестливый тип к этому типу относятся люди мелочные, дотошные, педантичные, тщательные, догматичные и стабильные, консервативные и обязательные. Они верят авторитетам и подчиняются традициям. Для них причинами стресса являются в первую очередь люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения.

4. Неотстаивающий тип – к данному типу относятся люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Такие люди стремятся угождать другим и избегают межличностных конфликтов, боятся конфронтации и проблемных отношений с другими. Вообще испытывают внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, что и является частой причиной стресса.

5. Жизнелюбивый тип – люди, относящиеся к этому типу, жизнелюбы, сильные, энергичные, живут полноценной жизнью, жаждут новых событий и впечатлений, импульсивные и рискованные, для них характерна частая смена интересов. Причинами стресса для людей этого типа являются рутинная и скучная работа и чрезмерное внутреннее напряжение, которое существенно повышает уязвимость к стрессу.

6. Тревожный тип – люди, принадлежащие к этому типу, отличаются высокой уязвимостью к стрессу, испытывают беспокойство по поводу возможных неудач, ориентированы на будущее и чрезмерно рефлексируют, характеризуются высоки внутренним напряжением при низкой самооценке. Причинами стресса для тревожного типа личности являются ответственная работа и резкие изменения в жизни.

Данные личностные типы характеризуются теми или иными диспозициями и установками по отношению к жизни, работе, здоровью и, в связи с этим, отличаются по степени уязвимости и глубине переживания стресса. Кроме перечисленных причин стрессов, можно выделить некоторые дополнительные, которые являются специфичными для работы менеджера.

Причинами стресса у менеджеров могут служить следующие факторы:

организация – ее бюрократическая структура, постоянные изменения в организации, характер иерархических отношений;

работа – перегруженность или не загруженность работой, необходимость часто принимать решения и ответственность за людей;

карьера, смена карьеры в результате несоответствия деятельности способностям, остановившаяся карьера; потеря четких и ясных целей и ориентиров;

взаимоотношения – характер отношений с вышестоящими, подчиненными и коллегами;

внутренние переживания – неадекватные представления о себе, негативный подход к жизненным обстоятельствам, который обусловлен негативным «Я-образом», различными страхами по поводу своей компетентности, а также несбалансированными внутренними потребностями.

 

В целом «менеджерский стресс» имеет полифакторную этиологию, т.е. обусловлен многими причинами и носит комплексный характер. Поэтому преодоление такого стресса требует соответствующей компетентности при формировании стратегии борьбы со стрессом. Можно говорить о трех основных стратегиях преодоления стресса – личностном росте, эмоциональной регуляции и управлении изменениями


Управление эмоциями

Правильное проявление эмоций – это существенный элемент управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения. К сожалению, нас не учат правильно выражать эмоции, что грозит определенными издержками на уровне личных переживаний. Являясь древним механизмом приспособления, эмоции связаны с неосознаваемой сферой психики человека, но определенным образом могут контролироваться разумом. В последнее время психологи заговорили о своеобразном «эмоциональном интеллекте», который не только отвечает за проявление эмоций, но и влияет на умственное развитие человека. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать собственные чувства, умение поставить себя на место другого и умение контролировать эмоции для повышения собственной жизнестойкости.
По сути, самосознание – это единство эмоционального и когнитивного интеллекта, которое дает человеку возможность управлять собой и эффективно справляться с возникшими трудностями.

Управление изменениями

Стресс проявляется тогда, когда человек теряет способность адекватно реагировать на новые требования. Эффективный подход к управлению изменениями означает, в первую очередь, проведение тщательной ревизии своей компетенции и оценку новых требований. Общая же стратегия управления изменениями включает шесть стадий:

замораживание – стадия некоторого снижения эффективности деятельности в связи с новыми требованиями;

отрицание изменений – нормальная реакция человека на новое как средство безопасности;

некомпетентность – приспособление старых, привычных способов и методов для переработки новых требований;

размораживание – это нахождение новых ценностей и идей, которые бы согласовывались с новыми требованиями и изменениями;

экспериментирование – попытки нового поведения, в связи с изменившимися ценностями;

замораживание – принятие и закрепление нового поведения.

 

Перечисленные стратегии – управление эмоциями и управление жизненными изменениями – являются основными компетенциями человека, которые позволяют управлять стрессом, предупреждать и преодолевать его негативные последствия, а в целом управлять своим здоровьем и извлекать новые резервы для повышения эффективности своей жизнедеятельности.

 

 

Оценить статью
(0)