«В чем может проявляться влияние выборов на российские политические процессы и, в частности, каким образом они могут оказаться связанными с той расстановкой сил, которая может возникнуть после президентских выборов?», – этому вопросу была посвящена пресс-конференция, которую провел 3 февраля член Научного Совета Московского Центра Карнеги Андрей Рябов.
«Я думаю, что самое главное заключается в том, что предстоящие президентские выборы, результат которых известен и очевиден, не окажут какого-нибудь заметного влияния, даже в том случае, если С. Глазьев будет зарегистрирован как кандидат на пост президента и проведет достаточно жесткую и радикальную избирательную кампанию. На сегодняшний день некоторые прогнозисты дают ему приблизительно 15- 20% голосов. И даже в этом случае я абсолютно уверен в том, что никакого влияния на будущую ситуацию этот факт не окажет», - отметил он.
В то же время политолог подчеркнул, что такая постановка вопроса не дает нам основания считать, что предстоящие выборы вообще носят какой-то формальный характер. По его словам, значение этих выборов все-таки будет весьма существенным, хотя и не связанным с ближайшим российским будущим а, скорее всего, их итоги будут иметь отношение к среднесрочной перспективе развития страны на ближайшие 1,5 – 2 года.
Также А. Рябов обратил внимание на то, что президентские выборы можно рассматривать как своеобразный тест для российского политического класса на наличие его самостоятельности от государства и государственной власти. «Один из главных выводов, который можно сделать из парламентских выборов, заключается в том, что те политические силы и те политические партии, которые как раз претендовали хоть на какую-то долю самостоятельности, потерпели сокрушительное поражение (от КПРФ до либеральных партий).
«Тест на президентские выборы можно охарактеризовать следующим вопросом: остались ли еще какие-то субъекты, которые могут претендовать на некую самостоятельную политическую роль и каковы пределы их активности в рамках избирательной кампании? По крайней мере, на мой взгляд, мы видим четыре таких потенциальных субъекта – С. Глазьев, И. Хакамад, и очевидно И. Рыбкин с Н. Харитоновым», - отметил он. По словам политолога, самостоятельность современной российской политики требует определенных ресурсов. И в нынешней ситуации централизации получить их чрезвычайно сложно.
«Именно поэтому возникает другая альтернатива получения этих ресурсов, которая неприятна для большинства политических игроков. Дело в том, что ресурсы наиболее просто найти за рубежом среди оппозиционных политических сил, что, несомненно, ставит политиков под сильный удар, и, прежде всего, под удар пропагандистский», - заключил он.