Георгий Петров: «Идем от рамочных договоренностей к конкретике».

Георгий Петров: «Идем от рамочных договоренностей к конкретике».

Георгий Петров: «Идем от рамочных договоренностей к конкретике».

Какую роль играет система торгово-промышленных палат (ТПП) России в развитии экономических отношений со странами Европейского Союза? Как видятся тенденции и перспективы этих отношений? Эти вопросы в интервью журналу "Европа" прокомментировал вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Георгий Петров.

 

- Георгий Георгиевич, что такое торговля с ЕС для России сегодня?

 

- Мне бы хотелось начать с того, что объективные тенденции к расширению Европейского Союза приведут к увеличению его доли во внешнеторговом обороте России, поскольку вступающие в ЕС с 1 мая 2004 года страны - это наши крупные внешнеторговые партнеры. С ними нас объединяет широкая транспортная сеть, ведь это страны транзита для многих наиболее важных российских экспортных товаров. В первую очередь, энергоносителей - нефти и газа. Поэтому роль и значимость Европейского Союза в наших внешнеэкономических связях объективно возрастет.

Нужно подчеркнуть, что экономические связи России на мировом рынке диверсифицированы. Для нас не менее важно развивать торгово-экономическое сотрудничество с традиционными партнерами в других регионах - Ближнем Востоке, Латинской Америке, Африке. Но сегодня основные товарные потоки приходятся на европейские страны. Так сложилось объективно, и у нас нет никакого намерения перебрасывать эти потоки на другие направления. А развитие диверсифицированных связей будет наращиваться за счет включения новых товаров, новых поставщиков, за счет того, что регионы Сибири и Дальнего Востока будут тяготеть к растущим экономикам Азии.

 

- Какое место в этих процессах занимает система ТПП России?

 

-По линии торгово-промышленных палат у нас установились прочные отношения со многими партнерскими организациями в странах Европы. Они осуществляются на двусторонней и многосторонней основе. У нас очень высокий уровень сотрудничества с Австрией, ФРГ, а с Великобританией и Италией созданы совместные торговые палаты. Многостороннее сотрудничество мы осуществляем в силу того, что торгово-промышленные палаты объединяют фактически все виды бизнеса: и малый, и средний, и крупный.

Все ли гладко в этой области? Нет. И о наличии серьезных проблем свидетельствует опрос предпринимателей, проведенный Ассоциацией европейских торгово-промышленных палат ("Еврочамберс") и ТПП России среди своих членов по вопросу о барьерах на путях экономического сотрудничества между Россией и странами ЕС.

 

- Расскажите подробнее об этом опросе.

 

-Получилось очень интересное и поучительное обобщение тех препятствий, которые сегодня есть и в России, и в ЕС. Можно согласиться с нашими европейскими партнерами, которые говорят, что основные препятствия для них в торговле с Россией - наличие бюрократических процедур, сложность таможенного оформления и многое другое. Это справедливые упреки, и мы работаем над исправлением ситуации.

Торгово-промышленная палата России участвует в работе правительственной комиссии по административной реформе, в рамках которой одна из рабочих групп рассматривает внешнеэкономическую деятельность. Цель административной реформы - снять препоны, которые существуют сегодня на пути экономического развития. Эти барьеры - универсальны. Не думайте, что препятствия существуют только для наших европейских партнеров и что они направлены на ограничение торговли России с ЕС. Это в равной степени касается абсолютно всех.

 

- А у наших предпринимателей претензии есть?

 

-Да. Те препятствия со стороны ЕС, которые указали российские предприниматели, специфические. О чем идет речь? Россия, хотя и получила сегодня статус рыночной экономики, в полной мере воспользоваться им не может. Мешает особый характер рассмотрения антидемпинговых процедур, который касается только российского рынка.

Партнеры из ЕС говорят, что они устранят свои барьеры в торговле с нами только после присоединения России к ВТО. Но тогда давайте посмотрим, каковы основные препятствия вхождению России в эту организацию? Взять хотя бы позицию Брюсселя в отношении тарифов на газ и электроэнергию. Это - специфическое требование. Российское предпринимательское сообщество убеждено, что предъявлять к стране - кандидату на присоединение к ВТО требования, выходящие за рамки дисциплины самой ВТО, за рамки действующих соглашений, это - завышение стоимости входного билета, которую каждый кандидат должен заплатить за участие в этой организации. Мы не против платы, хотим только, чтобы она была соизмерима с нашими возможностями.

Не говоря уж о том, что экономически невозможно доказать, будто газ в месте добычи и в Западной Европе может стоить одинаково. Ведь в его цене заложена крупная составляющая - стоимость транспортировки.

 

- Среди российских предпринимателей есть недовольство долгими процедурами оформления виз в страны ЕС.

 

-Естественно, действующий визовый режим не способствует развитию экономического сотрудничества. Пока получается, что Россия оказывается "по другую сторону Шенгена". Но эта проблема опять же двусторонняя. К сожалению, надо признать, что и предприниматели из стран ЕС также не испытывают особого удовольствия от стояния в очередях в консульские отделы российских посольств. А без деловых поездок развивать нормальные торговые отношения невозможно. Мы надеемся, что этот фактор будет учитываться при реализации тех высоких политических договоренностей, которые были достигнуты, в частности, на саммите ЕС - Россия, проходившем в Риме в ноябре 2003 года.

Ведь у России с ЕС идет очень масштабный и перспективный диалог. Обсуждается такая крупная, глобальная проблема, как построение Общего европейского экономического пространства. Это наше будущее, путь к нему с обеих сторон, естественно, еще долог. Но сегодня важно подчеркнуть, что Россия - не та страна, которая сможет принимать в полном объеме европейское право. С учетом размеров и специфики экономики в едином экономическом пространстве она, наверное, сохранит свои особенности.

Идет важный и для нас, и для ЕС энергетический диалог. Он продвигается весьма успешно, но пока еще не подкрепляется реальными шагами на предпринимательском уровне. Без реализации конкретных проектов, без реальных инвестиций Европы в энергетический сектор это может стать констатацией намерений сторон, а не диалогом партнеров.

Россия объективно заинтересована в сохранении и укреплении своих позиций на энергетическом рынке Европы, и у Европы сегодня нет других более надежных источников энергоснабжения, чем Россия. Поэтому, если, поднимая достигнутый уровень сотрудничества, включить в энергодиалог ядерную энергетику или проблемы энергосбережения, где нам есть чему поучиться у европейцев, он станет весьма полезным и важным.

 

- Давайте продолжим тему сотрудничества торгово-промышленных палат. Насколько активны российские региональные палаты, которые - каждая в отдельности - работают со странами ЕС?

 

- Это очень хороший вопрос. Хочу опять опереться на данные исследования, о котором уже упоминал. Максимальная степень заинтересованности в торговле с ЕС - у территориальных палат, находящихся в Европейской части России. Что же касается палат Урала, Восточной Сибири, Дальнего Востока - там приоритеты иные, поскольку есть партнеры, более близкие им географически. Но это не исключает развития направлений сотрудничества по самым разным векторам. Что касается партнерских отношений территориальных палат России и региональных земельных, муниципальных палат в странах Европы, - их разнообразие очень велико. Мы приветствуем подписание ими двусторонних соглашений, проведение регулярных бизнес-миссий. Замыкаться только на контактах центральных палат стран не стоит. Особенно с учетом специфики России. А она в том, что основной потенциал сотрудничества сосредоточен в регионах.

Напомню об одном из крупных мероприятий, проведенных в этом году нашей Краснодарской палатой, - Дни Кубани в Ганновере (Германия). По замыслу это было чисто экономическое мероприятие, но оно сопровождалось культурной программой, дегустацией блюд национальной кухни и привлекло широкое внимание. Такие начинания всячески приветствуются. Наших партнеров из ЕС мы ориентируем на то, что им необходимо больше бывать в российских регионах.

Вообще бизнес-миссии, которые проходят по линии палат, совместные бизнес-форумы, выставки, арбитражное сотрудничество, информационный обмен, сотрудничество в унификации товаросопроводительных документов, особенно тех, которые выдаются торгово-промышленными палатами, например сертификаты происхождения товаров, соответствия качества и количества товара, - в этом основная работа палат.

 

- Можно ли назвать, какие члены Европейского Союза и страны-кандидата работают с Россией наиболее активно?

 

- По данным опроса, наибольший интерес в торговле с Россией проявили польские партнеры. Практически на таком же уровне связи с ФРГ. Наименьший интерес - в Великобритании. Что касается партнерских отношений ТПП России с европейскими палатами, я бы назвал тройку лидеров: Финляндия, Австрия, ФРГ. С остальными сотрудничество менее активное. Есть в этом наша недоработка, но и партнеры не всегда проявляют достаточную инициативу. При этом надо учитывать специфику построения палаты в каждой стране. Например, во Франции территориальные палаты экономически самостоятельны и играют более заметную роль, чем объединение французских торговых палат. Такая же ситуация в Швеции.

 

- Можете ли вы привести примеры международных документов, подписанных между палатами, благодаря которым создается инфраструктура и база для дальнейшего сотрудничества?

 

- Несомненно. С Финляндией мы договорились о создании рабочей группы, которая рассматривает вопросы транспорта и таможенного сотрудничества. Это не просто инвентаризация препятствий, которые существуют в этих областях. Палаты стремятся привлечь внимание своих правительств, чтобы инициировать устранение этих препятствий. Расширяется взаимодействие с европейскими палатами в области информационных обменов, в выставочно-ярмарочной деятельности. У нас растет инфраструктура соглашений о сотрудничестве в области международного арбитража, и, прежде всего с нашими европейскими партнерами. Идем от рамочных договоренностей к конкретике.

 

Оценить статью
(0)