Перед кабинетом поставлена идеологическая задача

Перед кабинетом поставлена идеологическая задача

Перед кабинетом поставлена идеологическая задача

Президента россияне изберут 14 марта, очевидно, без второго тура. Он, в свою очередь, отправит в отставку прежний кабинет министров и сформирует новый, назначив нового премьера, вице-премьеров и ключевых министров. Новому премьеру к 1 апреля нынешний вице-премьер Б.Алешин, председатель правительственной комиссии по административной реформе, обязан представить план начального этапа ее проведения. Таким образом, создававшаяся в течение последних 12 лет структура исполнительной власти начнет, наконец, меняться.

Кого затронут наполеоновские планы, пока не совсем понятно. Не так давно «Единая Россия» весьма откровенно заявила о своих претензиях на право формирования правительства, которое предполагается сделать партийным путем принятия поправок в закон «О правительстве», которые разрешат высокопоставленным чиновникам вступать в политические партии. Станет ли членом партии Борис Алешин, не известно, а то как бы реализовать начальный этап административной реформы не пришлось кому-либо другому. К тому же вдруг, если правительство действительно будет сформировано из «единороссов», они вообще не захотят реформироваться? Ведь большинство депутатов от этой партии, сидящих сегодня в Думе, – бывшие чиновники. Кто же захочет себя сокращать сам?

Как оказалось, для того, чтобы сделать исполнительную власть работоспособной, нужна вовсе не политическая воля, как у нас любят выражаться некоторые политики, а принятие 400 нормативных актов (!), более половины которых необходимо провести через Думу в виде законопроектов. На это депутатам отпущено 1,5 года. В ходе пристального изучения правительством самого себя выяснилось, что чиновники существующих на сегодняшний день 93 федеральных министерств и ведомств выполняют 5000 функций, то есть, в среднем, немногим более 50 на учреждение. Из них комиссии Б.Алешина удалось изучить более 4000, в числе которых были признаны избыточными 20% (более 800, в том числе в МВД, МЧС, Минздраве, Минтруда), около 10% (350) – дублирующими и более 12% (500) – требующими сокращения масштабов исполнения. В общей сложности под сокращение должны попасть не менее трети чиновников, причем некоторые - целыми ведомствами. Вот такая арифметика, подчиниться которой, напомним, придется не только самим чиновникам, но и партии, которая их объединяет.

«Единороссы», которых в Думе большинство, ознакомились с выкладками комиссии из выступления Б.Алешина на семинаре для депутатов Госдумы 10 февраля. Однако не понравиться им могла не только перспектива сокращения госаппарата, выходцами из которого они являются, но и предложение реорганизовать контрольно-надзорные функции государства, причем вовсе не в том направлении, в котором предлагает «партия власти». Правительственная комиссия предлагает передать контроль бизнесу, а надзор сосредоточить в нескольких надзорных органах, которые будут выведены из состава министерств и частично переведены на региональный уровень. «Единая Россия» же, как известно, намерена осуществлять контроль над деятельностью кабинета сама, спрашивая с партийных министров по полной программе. Хотя, как известно, представители бизнеса в рядах партии также присутствуют, а от получения источников дополнительных доходов еще никто не отказывался.

Как относятся к заявлениям Бориса Алешина в самом кабинете? Комментируя этот вопрос, источники МиК в аппарате правительства РФ отметили, что в последнее время административная реформа превратилась в своеобразную линию водораздела между двумя вице-премьерами – самим Б.Алешиным и министром финансов А.Кудриным, являющимся, по мнению многих экспертов, главным кандидатом на пост председателя послевыборного правительства.

Как утверждают источники, сегодня в правительстве действительно прорабатывается вариант реорганизации кабинета, подразумевающий выведение из него 12 федеральных надзорных органов, курирующих группы отраслей. Однако обнародовать этот план предполагал сам А.Кудрин и немного позже, приурочив это событие к соответствующему поручению президента. К тому же, с идеей концентрации контрольных функций кабинета в группе мощных федеральных надзоров он неоднократно выступал сам… Но Б.Алешин поспешил, настроив, таким образом, против себя не только А.Кудрина, но и ряд попадающих под сокращение ведомств, которые теперь могут организовать встречное противодействие.

Оценивая глобальные масштабы реорганизации, многие эксперты сомневаются в том, что российскую бюрократическую машину удастся каким-то образом сделать более поворотливой. Тем более что новое законодательство о госслужбе не обеспечивает ни гражданского контроля над чиновниками, ни их полноценной аттестации.

В то же время, в том, что президент выполнение административной реформы будет держать под особым контролем, можно не сомневаться. Ведь бюрократический аппарат идет рука об руку с коррупцией, а борьба с ней является одним из приоритетов политики президента В.Путина. В рамках этого направления в январе с.г. при президенте РФ был создан Совет по борьбе с коррупцией, для противодействия легализации преступных доходов правительством разработана целая программа с выходом на постсоветское пространство, против некоторых коррупционеров прокуратурой заведены уголовные дела, а те далече…

Однако, оценивая борьбу главы государства против коррупции (взяточничества) чиновничества, только 23% россиян поставили В.Путину высокие оценки, 38% - средние и 34% - низкие (данные последнего опроса ВЦИОМ-А). Ситуацию нужно срочно исправлять, а аппетит, как известно, приходит во время еды!

 

 

Оценить статью
(0)