25 февраля в Москве прошла пресс-конференция Михаила Делягина, председателя президиума – научного руководителя Института проблем глобализации на тему: «Киотский протокол для России: бессмысленный и безнадежный соблазн». В своем выступлении он отметил, что антропогенное происхождение наблюдаемого в настоящее время потепления научно в полной мере не доказано. Также не доказано и то, что главной причиной парникового эффекта являются именно те газы, эмиссия которых ограничивается Киотским протоколом.
«Связь глобального потепления с увеличением выбросов углекислого газа (и иных парниковых газов) лишь предполагается, но никем так и не доказана. Вполне возможно, что имеют место лишь циклические колебания параметров биосферы, вызванные не усилиями человека, а объективными закономерностями. Так, по оценкам экспертов, последние 400 тысяч лет каждые 100 тысяч лет происходит резкое повышение температуры, и это не связано с деятельностью человека. Кроме того, за последнее тысячелетие значительные изменения температуры наблюдались в XI, XIV и XVII веках. В этом вопросе нельзя исключать влияние на изменение климата вулканической деятельности и других естественных процессов», - подчеркнул он.
Так же М.Делягин обратил внимание на то, что неясно, почему в качестве основного парникового газа рассматривается углекислый газ, а не водяной пар, вклад которого в «парниковый эффект» многократно больше и выбросы которого при сжигании углеводородного топлива значительно превосходят выбросы углекислого газа. «Даже если предположить, что в глобальном потеплении виноваты именно парниковые газы антропогенного происхождения, Киотский протокол окажет совершенно незначительное воздействие на масштабы загрязнений. Сколь-нибудь реальная связь этого документа с предотвращением угрозы глобального потепления отсутствует», - отметил эксперт.
По словам М.Делягина, Киотский протокол есть инструмент не сдерживания глобального потепления, но создания новых рынков, а также нейтрализации конкурентного преимущества США перед Евросоюзом, связанного с большей мягкостью американских экологических стандартов. Далее он отметил, что для развитых стран ограничения, накладываемые Киотским протоколом, принципиально невыполнимы. «Развитые страны могут выполнить условия Киотского протокола лишь при помощи покупки квот на загрязнения. Подлинный смысл этого документа – создание нового глобального рынка, рынка квот на выбросы парниковых газов, и использование этого рынка, как инструмента глобальной конкуренции», - подчеркнул он.
Также, по словам М.Делягина, у Киотского протокола есть три основных направления дискриминации России. Во-первых, страны, не сокращающие своих выбросов, пользуются такими же правами при разработке механизмов реализации Киотского протокола, как и ограничивающие выбросы (в том числе Россия).
Во-вторых, развивающиеся страны не берут на себя обязательств по ограничению выбросов, даже если являются более успешными, чем Россия, и выбрасывают парниковых газов больше нее. И, в–третьих, с учетом поглощения углекислого газа растительным миром разрешенный уровень выбросов для России ниже, чем для других стран.
Кроме того, эксперт отметил, что основным содержательным аргументом в пользу немедленной ратификации Киотского протокола Россией является указание на возможность получения значительных коммерческих выгод за счет продажи квот на выбросы «парниковых газов», как непосредственной, так и при помощи инвестирования в снижение российских выбросов (которое должно обходится значительно дешевле, чем снижение выбросов на территории развитых стран) в рамках так называемых «проектов совместной реализации».
«Но России не гарантированы «свободные» квоты на эмиссию «парниковых газов». Создаваемый рынок квот будет сегментирован в рамках межгосударственных союзов. Так, Евросоюз уже принял решение о компенсации роста своих выбросов за счет новых членов. Доказательства же экономической выгоды России от участия в Киотском протоколе отсутствуют. До их получения его ратификация преждевременна», - подчеркнул он.
В заключение М.Делягин обратил внимание на то, что Россия попала в уникальную ситуацию, когда будущее Киотского протокола целиком и полностью зависит от нее. «Мы обладаем правом силы и должны полностью реализовывать его. Если сама идея протокола будет признана позитивной, Россия должна сначала определить, какой торговый механизм ей нужен, а затем навязать его, установив, что мы ратифицируем протокол только при условии создания нужного нам торгового механизма».