Госдепартамент США обвиняет Россию

Госдепартамент США обвиняет Россию

Госдепартамент США обвиняет Россию

Госдепартамент США опубликовал Доклад о положении с правами человека в странах мира за 2003 год. В разделе, посвященном России, говорится:

... 7 декабря была избрана новая Дума в ходе избирательного процесса, который Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) охарактеризовала как технически хорошо управляемый, но омраченный широко распространенным неправильным применением административных ресурсов со стороны проправительственных партий, систематическим предвзятым освещением этого процесса средствами массовой информации и неравным отношением к политическим партиям.

Конституция предусматривает наличие независимой судебной системы. Несмотря на то, что последней был нанесен серьезный вред отсутствием ресурсов и коррупцией, а также несмотря на то, что упомянутая система все еще подвергается неблагоприятному воздействию со стороны других ветвей государственной власти, эта судебная система по-прежнему продолжает проявлять все большую независимость, а уголовное судопроизводство медленно претерпевает процесс проведения реформ.

... Власти во все большей степени боролись с угрозами в отношении безопасности в некоторых частях страны путем применения отдельных милитаризованных компонентов служб по обеспечению безопасности. Члены сил по обеспечению безопасности, особенно в аппарате внутренних дел, продолжали допускать многочисленные и серьезные нарушения прав человека. [...]

Несмотря на то, что, в некоторых районах правительство, в общем и целом, уважало права человека своих граждан, общее поведение правительства в отношении прав человека в ряде районов ухудшилось. Действия правительства остаются неэффективными в продолжающейся борьбе против сепаратистов в Чечне, где федеральные силы безопасности демонстрировали слишком мало уважения к основным правам человека. Имелись заслуживающие доверия сообщения о серьезных нарушениях этих прав, включая многочисленные сообщения о незаконных убийствах и злоупотреблениях в отношении гражданских лиц как со стороны правительства, так и со стороны чеченских сил в ходе чеченского конфликта. Имелись сообщения о причастности к обусловленным политическими мотивами случаям исчезновения людей в Чечне как правительства, так и повстанцев. Состоявшиеся 7 декабря парламентские выборы не отвечали международным стандартам, несмотря на то, что процесс голосования был хорошо организован и проведен с технической точки зрения. Наличие случаев предъявления обвинений в совершении уголовных преступлений лицам и организациям, которые являлись основными поставщиками финансовой помощи оппозиционным партиям, а также угрозы ареста или случаи фактического ареста, применявшегося в отношении упомянутых лиц и организаций, и захват партийных материалов оппозиционных партий подрывали способность этих партий к конкуренции на выборах.

Имелись также заслуживающие доверия сообщения о том, что персонал правоохранительных органов часто прибегал к пыткам, насилию и другому жестокому или унизительному поведению, и часто подобное поведение оставалось безнаказанным. Одной из проблем в вооруженных силах по-прежнему оставалась дедовщина. Условия содержания в тюрьме оставались исключительно суровыми и часто угрожали жизни заключенных. По-прежнему оставались проблемами необоснованные аресты и длительное содержание под стражей до суда, несмотря на то, что в новом Уголовно-процессуальном кодексе были сокращены сроки подобного содержания, а также коррупция. Несмотря на наличие определенных улучшений, оценки прогресса, достигнутого в практическом применении значительных реформ в Уголовно-процессуальном кодексе, введенном в действие в 2002 году, носили в конце года смешанный характер. В течение этого года предоставляемая правительством защита судей от угроз со стороны ответчиков, обвиняемых в совершении уголовных преступлений и являющихся представителями организованной преступности, оказалась недостаточной, и наличие целого ряда дел, связанных с предполагаемым шпионажем, продолжало вызывать определенное беспокойство в контексте отсутствия должного процесса и продолжающегося воздействия ФСБ на характер разбора этих случаев в суде. Власти продолжали нарушать права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Наличие давления со стороны правительства по-прежнему ослабляло свободу самовыражения и независимость и свободу ряда средств массовой информации, особенно основных национальных телевизионных сетей и различных видов региональных средств массовой информации; это имело своим результатом ликвидацию последней крупной негосударственной телевизионной станции; однако по-прежнему продолжается широкое выражение различных взглядов и мнений в прессе. Власти, прежде всего на местном уровне, ограничивали свободу собраний и налагали ограничения на деятельность некоторых религиозных групп. По-прежнему остаются проблемами дискриминация против членов некоторых религиозных меньшинств, их преследование и применение в отношении них насилия. Местные органы власти ограничивали свободу передвижения граждан, прежде всего путем отказа в выдаче разрешений на постоянное проживание людям из других районов страны. Государственные институты, предназначенные для защиты прав человека, оказались сравнительно слабыми, но оставались активными и действовали публично. Правительство налагало ограничения на деятельность в Чечне как неправительственных организаций (НПО), так и международных организаций. Этнические меньшинства, включая цыган, лиц кавказской национальности и выходцев из Центральной Азии сталкивались с широко распространенной дискриминацией со стороны правительства и общества, а иногда подвергались насилию. По имеющимся сообщениям, наблюдались все большие ограничения прав работающих и случаи применения принудительного и детского труда. Серьезную проблему представляла собой торговля людьми, особенно женщинами и девушками. [...]

Чеченские повстанцы убивали значительное число гражданских лиц и в увеличивающихся масштабах совершали убийства гражданских должностных лиц и милиционеров, связанных с назначенной на федеральном уровне чеченской администрации. Чеченские бойцы убили несколько федеральных солдат, взятых ими в плен. В течение упомянутого года в Чечне было похищено и убито большое число отдельных людей. В этом участвовали обе стороны, а также преступные элементы. Власти приписывают чеченским повстанцам взрывы бомб в Дагестане и ряде городов, расположенных в южных районах страны. [...]

Конституция запрещает применение пыток, насилия и других видов жестокого или унизительного обращения с людьми или наказания; однако имеются достоверные сообщения о том, что персонал, ответственный за обеспечение выполнения закона, часто прибегал к подобным видам практики с тем, чтобы "выбить" у подозреваемых признание своей вины, а также что правительство часто не привлекало должностных лиц к ответственности за подобные действия. Ни в законе, ни в Уголовном кодексе не дается определения пыток; об этом упоминается только в Конституции. В результате было трудно предъявлять обвинения тем, кто прибегал к пыткам. Единственное обвинение, которое прокуроры могли предъявить сотрудников правоохранительных органов, было обвинение в превышении полномочий или простом физическом насилии.

Группы по защите прав заключенных, а также другие группы по защите прав человека задокументировали многочисленные случаи, в которых представители правоохранительных органов и должностные лица, применяющие методы исправительного воздействия, применяли пытки и избивали задержанных и подозреваемых. Группы по защите прав человека охарактеризовали практику подобных злоупотреблений как широко применяемую. В многочисленных сообщениях прессы отмечалось, что представители правоохранительных органов часто избивали лиц, не дававших повода к подобному обращению или дававших к нему лишь незначительный повод, или применяли чрезмерную силу для того, чтобы подчинить себе задержанных. [...]

Огульное применение силы в чеченском конфликте со стороны правительственных войск имело своим результатом наличие большого числа жертв среди гражданского населения и перемещение сотен тысяч человек, большинство из которых искали прибежище в соседней республике Ингушетия. В 2001 году Президент Путин объявил об успешном завершении активного военного этапа борьбы против сепаратизма в Чечне и сделал заявление о том, что немедленно начнется проведение антитеррористической операции под руководством ФСБ. Имевшиеся условия безопасности не позволили большинству иностранных наблюдателей посетить этот район, и правительство применяет строгие меры контроля доступа представителей как иностранных, так и отечественных средств массовой информации в упомянутый район.

С начала в октябре 1999 года второй войны в Чечне федеральные власти - как военные, так и гражданские - ограничили доступ журналистов в зоны военных действий. Большинство отечественных журналистов и редакторов, судя по всему, стало применять самоцензуру и избегало писать на темы, неудобные для правительства применительно к этому конфликту. Наблюдатели, следившие за соблюдением прав человека, также столкнулись с ограничениями в предоставлении доступа в этот регион. Упомянутые ограничения сделали проведение независимого наблюдения за существующими условиями и проверку получаемых сообщений крайне трудными и ограничили имеющиеся источники информации, касающиеся данного конфликта. Однако группы по защите прав человека, имеющие своих штатных сотрудников в этом регионе, продолжали обнародовать достоверные сообщения о нарушении прав человека и зверствах со стороны федеральных сил, имевших место в течение упомянутого года. В большом количестве сообщений указывалось, что федеральные военные операции привели к многочисленным жертвам среди гражданского населения и обширным разрушениям собственности и инфраструктуры, вопреки утверждениям федеральных властей о нанесении силами правительства точечных ударов в борьбе с повстанцами. Отсутствуют надежные оценки численности погибшего гражданского населения в результате проведения федеральных военных операций; общие оценки, начиная с 1999 года, колеблются от сотен до нескольких тысяч человек. Не представлялось также возможным проверить число гражданских лиц, получивших ранения в результате действий федеральных сил. [...]

В ответ на международную критику положения с правами человека в Чечне правительство создало ряд федеральных органов с целью проведения расследований нарушений прав человека, предположительно имевших место. Независимая комиссия по правам человека на Северном Кавказе, возглавляемая председателем Комитета Государственной думы по законодательной деятельности, сформировала ряд учреждений в Чечне и Ингушетии. Назначенный Президентом Путиным специальный представитель президента по правам человека в Чечне имеет офисы в Москве и в Чечне, в которых принимаются жалобы о нарушениях прав человека, предположительно имевших место. Эти две организации рассмотрели сотни поступивших от граждан жалоб, начиная с разрушения или воровства имущества и кончая изнасилованиями и убийствами; однако ни одна из этих двух организаций не была наделена полномочиями ведения расследований или судебного преследования этих нарушений и должна была передавать поступившие жалобы военным или гражданским прокурорам. Почти во всех жалобах указываются предположительные нарушения военной дисциплины и другие общеуголовные преступления.

Чеченские боевики также совершали серьезные нарушения прав человека. По имеющимся различным сообщениям, повстанцы убивали гражданских лиц, отказывавшихся помогать им, использовали гражданских лиц в качестве живых защитных щитов, заставляли гражданских лиц строить укрепления и не давали беженцам покидать Чечню. В нескольких случаях чеченские бойцы убивали престарелых российских гражданских лиц, по-видимому, по той единственной причине, что они были русскими. Так же, как и в случае с сообщавшимися многочисленными нарушениями со стороны федеральных войск, имелись трудности с проверкой и расследованием этих инцидентов. [...]

Государственные должностные лица публично заявили, что они не будут оказывать давления на внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) с целью их возвращения в Чечню или не будут вынуждать этих лиц возвращаться туда; однако в то же время федеральные и местные власти последовательно заявляли о своей решимости как можно скорее репатриировать всех ВПЛ в Чечню. Представители чеченской администрации посетили лагеря беженцев в Ингушетии с тем, чтобы побудить ВПЛ возвратиться в Чечню, как правило, в места временного размещения там ВПЛ. Некоторые из тех, кто вернулся в Чечню, быстро отправились назад в Ингушетию, поскольку в Чечне нет надлежащих условий для проживания и отсутствует безопасность в местах временного проживания ВПЛ в Чечне. [...]

В Чечне власти провели 23 марта референдум, в котором его участникам предлагалось одобрить новую Конституцию и порядок выборов президента и парламента Чечни. Власти охарактеризовали референдум как первый шаг к окончанию военного конфликта в этом регионе. Эти власти заявили, что проект Конституции, в котором содержится призыв к тому, чтобы эта республика была "составной и неотделимой" частью России, была одобрена большей частью населения. Некоторые наблюдатели за состоянием прав человека в Чечне высказали критическое отношение к этому процессу, утверждая, что наличие серьезных проблем в области безопасности в Чечне и невозможность сторонников чеченской независимости организовать кампанию против этого референдума лишают его юридической силы. Офис ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/ОДИПЧ) не проводил и не осуществлял в полном объеме миссию наблюдателей за соблюдением прав человека в этом районе, но направил туда небольшую группу для составления технической оценки. Согласно заявлению руководителей этой группы Храира Балиана, "организация и поведение референдума не были лишены недостатков". После одобрения проведенного референдума 5 октября в Чечне состоялись президентские выборы. Несмотря на ограниченный характер международного мониторинга этих выборов, сообщения местных контролеров и прессы позволяют сделать вывод о том, что упомянутые выборы не отвечали стандартам проведения демократических выборов. [...]

Закон запрещает торговлю людьми; однако торговля женщинами и детьми превратилась в проблему. Надежные оценки масштабов этой торговли отсутствуют, однако наблюдатели полагают, что это явление стало широко распространенным. Поступали сообщения о том, что наличие коррупции среди государственных чиновников способствует росту подобной торговли людьми.

В декабре правительство ввело в действие поправки к Уголовному кодексу, придав характер уголовного преступления торговле людьми, применению принудительного труда и расширив уголовную ответственность на действия по найму на работу в качестве проституток, организации занятия проституцией и распространению детской порнографии. Упомянутые поправки к Уголовному кодексу увенчали собой годовую работу законодателей, активистов, выступающих против работорговли, правительства и должностных лиц правоохранительных органов, направленную на введение в действие законодательства по борьбе с торговлей людьми. Во исполнение этих статей, при наличии определенных отягчающих вину обстоятельств, торговля людьми и применение рабского труда влекут за собой наказание до 15 лет тюремного заключения. Максимальным наказанием за наем на работу в качестве проституток является тюремное заключение сроком до 8 лет, организация занятия проституцией наказывается тюремным заключением до 10 лет, а максимальный срок тюремного заключения за производство и распространение детской порнографии составляет 8 лет. Упомянутые поправки к Уголовному кодексу увенчали собой годовую работу законодателей, активистов, выступающих против работорговли, правительства и должностных лиц правоохранительных органов, направленную на введение в действие законодательства по борьбе с торговлей людьми.

Многие группы религиозных меньшинств и НПО жаловались на то, что, по их мнению, представляет собой сговор между Русской православной церковью и государством. Ни Конституция, ни закон от 1997 года не предоставляют каких-либо явных привилегий или преимуществ "традиционным религиям"; однако многие политики и общественные деятели утверждали, что существует тесное сотрудничество с этими религиями, помимо всего прочего, с Московской патриархией Русской православной церкви. Публичные заявления некоторых государственных должностных лиц, включая Президента Путина, и устные свидетельства групп религиозных меньшинств позволяют предположить, что Русская православная церковь во все большей степени пользуется статусом, приближающимся к официальному. Эта церковь заключила с правительственными министерствами целый ряд соглашений, предоставляющих ей особый доступ к институтам, таким как школы, больницы, тюрьмы, правоохранительные органы, ФСБ и армия. Создается впечатление, что Русская православная церковь добилась большего успеха в истребовании дореволюционного имущества, чем другие группы, и многие религиозные деятели полагают, что Русская православная церковь сыграла определенную роль в отмене виз, имевшихся у иностранных религиозных деятелей неправославных вероисповеданий. [...]

 

Оценить статью
(0)