Произведя благоприятное впечатление на кремлевское руководство во время недавнего визита в Москву, молодой грузинский президент не менее успешно выступил на днях и на вашингтонской сцене. В Белом доме оценили не только близкий американцам раскованный стиль его поведения, но, прежде всего, твердые заверения в том, что предпринятые Вашингтоном усилия по смене тбилисского режима были не напрасными.
В ходе переговоров Саакашвили с американскими руководителями были четко очерчены контуры внешнеполитического курса лидера «бархатной революции». Основу его составляют ориентация на Запад и интеграция в европейские структуры. Подтвердив, что считает США единственным гарантом безопасности Грузии, грузинский лидер заявил: «Во взаимоотношениях с США все предельно ясно – мы друзья». Показательно, что многие посты в его новом правительстве заняли те, кто, как и он, получил образование в Америке, а четыре министра из пятнадцати работали на Дж.Сороса.
Обращает на себя внимание то, что во время визита грузинский президент воздержался от допускавшихся им ранее выпадов против России и даже публично отмежевался от тактики Шеварднадзе, который «в Вашингтоне ругал Москву, а в Москве – наоборот». По-видимому, Саакашвили пришел к пониманию важности того, что Грузию крепко связывают с северным соседом общая история, взаимопроникновение экономик, культур и личных связей.
Намерение грузинского лидера урегулировать отношения с Россией было поддержано президентом Бушем, заявившим о важности российской составляющей в политике Грузии. Эти пассажи следует оценивать трезво. Подробные рекомендации давались Белым домом и Шеварднадзе, но они отнюдь не означали отказа США от политики вытеснения России с Кавказа. И сейчас американцы не намерены отдавать Грузию и весь Кавказ в сферу политического и экономического влияния России.
Обещанное грузинскому президенту содействие в нормализации отношений с Россией подразумевает, прежде всего, усиление Вашингтоном давления на Москву с целью побудить ее к скорейшему выводу российских войск с территории Грузии, к отказу от «особого» характера связей с мятежными грузинскими автономиями и подталкивающих их к «капитуляции» перед Тбилиси.
В случае сдачи Кремлем своих позиций за этим последует заполнение создавшегося вакуума американской «мирной» экспансией. Отрицаемая сейчас и Вашингтоном, и Тбилиси перспектива размещения в Грузии американских военных баз вполне может быть видоизменена в оборудование здесь «временного объекта», как, в соответствии с новой доктриной США, называются места базирования, куда в любой момент можно перебросить силы быстрого реагирования. Пока же американцы обещали обеспечить подготовку еще 10 тысяч грузинских военнослужащих и активизировать другие аспекты военного сотрудничества.
В Белом доме одобряют горячее желание Саакашвили восстановить территориальную целостность Грузии, однако пока сдержанно относятся к варианту силового решения этой проблемы. В частности, американцы считают целесообразным воздержаться от его реализации в Аджарии. По их оценкам, это чревато опасностью дестабилизации обстановки во всей Грузии, возможностью интернационализации конфликта и нежелательного вовлечения в него Соединенных Штатов, что осложнило бы положение администрации Буша перед президентскими выборами. Кстати, как и США, в возникновении новой «горячей точки» у своих границ не заинтересована и Россия.
В Вашингтоне положительно оценили начатую Саакашвили борьбу с коррупцией как важный аспект экономической политики правительства.
Тбилиси обещана помощь в размере 200 млн. долларов, что намного превышает американскую финансовую подпитку режима Шеварднадзе и, безусловно, будет оказывать существенное воздействие на политический курс нового грузинского руководства.
Вашингтонский визит Саакашвили четко обозначил приоритеты внешней политики тбилисского «триумвирата» и их соотношение. Объективно оценивая новые реалии и проявляя готовность к развязке узловых проблем в отношениях с Тбилиси, Кремлю следует руководствоваться принципами, изложенными президентом Путиным на встрече с доверенными лицами 12 февраля: «Россия должна перестать быть «дойной коровой» для всех и для каждого и, выполняя требования относиться ко всем нашим партнерам, учитывая их интересы, мы вправе потребовать такого же отношения к себе, чтобы все учитывали наши интересы, и на этой основе выстраивать новые отношения».
Именно такой подход должен лежать в основе позиции Москвы при выработке рамочного российско-грузинского договора, подписание которого планируется на осень нынешнего года во время визита президента Путина в Тбилиси.
Г.Панфилов,
член Коллегии военных экспертов.