Спустя месяц, все более ясными становятся мотивы, побудившие армянского президента неожиданно позвонить в начале года своему белорусскому коллеге с просьбой срочно (до конца января) приехать в Ереван. На Армению стал нарастать прессинг европейских структур, стремящихся придать ускорение урегулированию карабахского конфликта. И она естественно стала искать поддержки у других стран, среди которых, судя по всему, особое место отводится Беларуси.
И в Ереване, и в Минске часто подчеркивают, что между президентами двух стран установились особо теплые личные отношения. Может быть, этому способствовало то, что Александр Лукашенко с Робертом Кочаряном в этом году будут отмечать в один день свои 50-летия. В политике все имеет значение. Тем не менее, приглашением армянского ровесника приехать, белорусский лидер так и не воспользовался. По информации Радио Свобода, в конце января Александр Лукашенко находился с частным визитом в Австрии.
Обещанный «до конца января», но так и несостоявшийся рабочий визит Александра Лукашенко в Ереван, видимо, был призван компенсировать прошедший визит в Минск армянских парламентариев. Это был первый официальный визит парламентской делегации Армении в Беларусь за последние 15 лет.
Принимая 24 февраля председателя Национального собрания Республики Армения Артура Багдасаряна, президент Беларуси отметил важность имеющихся контактов между парламентариями двух государств. «У нас работают две межпарламентские группы, которые находятся в постоянном контакте и ведут диалог». По мнению главы белорусского государства, «у нас ни с кем нет такого тесного межпарламентского сотрудничества, как с Арменией». Было также отмечено, что благодаря визиту председателя армянского парламента, белорусско-армянское сотрудничество «станет еще более объемным и усилится».
Насколько известно, во время всех голосований по Беларуси, происходивших в евроструктурах, Армения неизменно выступала на стороне белорусского руководства. Естественно, надеясь на ответную поддержку по своим вопросам, главным из которых уже на протяжении десяти лет остается карабахский.
По мнению президента Кочаряна, с момента введения режима прекращения огня, изменение данной ситуации таит в себе угрозу и для внутриполитической ситуации в Армении и Азербайджане. Касаясь дискуссий по карабахскому вопросу в евроструктурах, Роберт Кочарян заявил, что армянская сторона должна разъяснить необходимость удержания территорий вокруг Карабаха проблемами безопасности. По его словам, на сегодняшний день нет "принуждения" к миру. "Я не вижу тенденций того, что Минская группа ОБСЕ или международное сообщество перейдут на путь принуждения, поскольку это будет означать пересмотр всего процесса урегулирования данного вопроса", - сказал он.
Об аналогичном видении данной проблемы декларирует и официальный Минск. В частности, солидарной точки зрения придерживается и министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов, также принимавший армянских парламентариев. С. Мартынов отметил, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция активизации белорусско-армянских отношений.
Недавно Ереван официально отверг идею Евросоюза по урегулированию конфликта. "Предложение о разблокировании Азербайджаном железнодорожных коммуникаций с Арменией в обмен на возвращение пяти оккупированных районов однозначно исключается". Об этом заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, эти территории являются частью общего пакета, и они не могут рассматриваться раздельно. В Ереване считают, что неоднократные призывы президента Азербайджана Ильхама Алиева к международным структурам о необходимости оказать давление на Армению к результатам не приводят.
Наблюдатели отмечают, что за короткий период длиной 4-5 месяцев дважды армянский парламент обсуждал вопрос Нагорного Карабаха. Раньше такой активности не наблюдалось.
Очевидно, воспользовавшись встречей с армянскими гостями, свою активность решил проявить и спикер нижней палаты белорусского парламента Вадим Попов. Он, в частности, заявил, что Беларусь выступает против требований Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которые расцениваются, как вмешательство во внутренние дела государства. При этом, остающийся неизвестным для большинства парламентариев Европы, В. Попов уточнил, что "сотрудничество возможно, но диктат просто неприемлем". Руководители парламентов Беларуси и Армении в ходе переговоров сошлись во мнении о необходимости активизации сотрудничества в рамках международных организаций. "Мы координируем наши действия в рамках Межпарламентского союза и Парламентской ассамблеи ОБСЕ", заявил В. Попов. Вместе с тем А. Багдасарян высказал мнение, что "белорусские и армянские парламентарии должны более активно поддерживать друг друга в европейских структурах".
Говоря о требованиях ПАСЕ, спикер Попов не уточнил, о каких конкретно требованиях идет речь. Надо полагать о докладе Христоса Пугуридиса об исчезнувших в Беларуси. В апреле его будут слушать в Страсбурге. Если Попов имел в виду это, то тогда довольно странными выглядят некоторые признания главы армянской делегации. Государственные СМИ Беларуси распространили информацию, что у Артура Багдасаряна сложились приятные впечатления от переговоров и встреч, проведенных в Минске. При этом подчеркивалось, что 36- летний руководитель армянского парламента отметил, что не во всех странах постсоветского пространства есть правдивая информация о событиях и процессах, происходящих в Беларуси. Нетрудно догадаться, что под этим странами подразумевалась Россия, так как именно к российским СМИ обычно предъявляются претензии белорусским руководством.
В остальных постсоветских странах о Беларуси вообще мало информации. Впрочем, к примеру, как и в Беларуси граждан мало информируют о карабахской проблеме. Зачем нужен был такой публичный реверанс армянскому спикеру? Да еще сделанный им в такой непростой период белорусско- российских отношений. Не исключено, что это могла быть и некая реакция на распространяемую в российских СМИ информацию, излагающую точку зрения азербайджанской стороны на карабахскую проблему.
Так представитель руководства правящей партии "Ени Азербайджан" депутат Айдын Мирзазаде отмечает, что "все последнее время, начиная с выборов президента Азербайджана, в Ереване чувствуется плохо скрываемая напряженность". По его мнению, представители руководства Армении часто обращаются к этой теме, твердя одно и то же. Они очень встревожены создавшейся ситуацией - новый президент Азербайджана заявил о желании народа освободить территории любым путем, о том, что об уступках армянской стороны он еще подумает. Раньше все было ясно - Армения старалась сохранить ситуацию в прежнем состоянии, и это было ей выгодно.
Сейчас положение изменилось - позиция Азербайджана с трибун международных организаций звучит все тверже. «Несмотря на внешне сохраняемое Ереваном спокойствие, там прекрасно известно, что в документах международных организаций зафиксирован факт оккупации территории Азербайджана", - считает депутат. При этом, говорит представитель правящей партии Азербайджана, Армения уже открыто идет на конфронтацию с международными структурами, с международным мнением. "Причем эти заявления противоречивы. С одной стороны, армяне говорят, что надо объяснить Евросоюзу продолжение оккупации азербайджанских районов вопросами собственной безопасности, а с другой - говорят о необходимости контактов между Баку и сепаратистами. Все это свидетельствует о том, что обстановка вокруг конфликта в мире изменилась, но взгляды руководства Армении остались прежними. Долго так продолжаться не может. Международное мнение уже не повернуть вспять".
В Баку считают, что отказавшись от инициативы Евросоюза, правящие круги Армении фактически демонстрируют желание продолжать оставаться в блокаде, а это должно привести к каким-то изменениям внутри этой страны.
Ведь не соглашаясь на предложение Евросоюза, Армения рискует тем, что ей будет отказано в возможности наряду с Азербайджаном и Грузией вступить в выгодный с экономической точки зрения проект "Расширенная Европа: новые соседи". А чем рискует Беларусь? Ведь из-за проводимой белорусским руководством политики, ей еще больше не светит попасть в этот проект. О чем из Брюсселя регулярно и напоминают. Но, судя по прозвучавшим заявлениям, после прошедших встреч в Минске, в сооружаемом белорусско-армянском тандеме не так уж и страшна внешнеполитическая изоляция.
Роман Яковлевский