Весенний призыв? Послужим альтернативно.

Весенний призыв? Послужим альтернативно.

Весенний призыв? Послужим альтернативно.

1 апреля в России начинается весенний призыв, событие вроде бы обычное, хотя и судьбоносное для полумиллиона призывников. Однако впервые в российской истории у молодых людей появился выбор: теперь они могут выбирать между действительной воинской и альтернативной гражданской службой.

Альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Почти во всех европейских государствах, где есть призыв, предусмотрена возможность прохождения альтернативной службы. АГС проходят, как правило, в социальной сфере и здравоохранении. В соответствии с российским законодательством на АГС направляются те призывники, которые по моральным соображениям не хотят проходить военную службу с оружием в руках, а также представители коренных малочисленных народов. Если этой весной на АГС пойдут только те молодые люди, которые отстояли право на прохождение «альтернативки» взамен военной службы в суде, то уже с осеннего призыва такое право получат все российские призывники по своему желанию и без судебного разбирательства.

Альтернативная служба - дело для России новое и многими воспринимается с недоверием. Тем не менее, у АГС в нашей стране уже есть как горячие сторонники, так и ярые противники. Как готовятся к новшествам весеннего призыва государственные ведомства, военные, общественные организации и сами альтернативщики?

На этот вопрос решили ответить активисты Всероссийской коалиции общественных организации «За демократическую АГС», предоставив вниманию общественности результаты своих исследований на прошедшей вчера пресс-конференции.

Эксперты коалиции с удовлетворением отметили работу Министерства труда и социального развития, которое незадолго до своего преобразования подготовило и выпустило список должностей и специальностей, на которые будут направляться альтернативнослужащие. Для них отводиться около 23 тысяч вакансий в разных организациях федерального и регионального подчинения. Как было отмечено на конференции, из гражданских ведомств перечень вакансий подготовили Минприроды, Минтруда, Минюст и ГУИН. При этом весьма странным кажется тот факт, что Минздрав, Министерство образования и Министерство культуры не подали заявок на альтернативнослужащих. Прохождение АГС предполагает работу на низкооплачиваемых должностях, где сейчас у того же Минздрава наблюдается настоящий кадровый голод. Мало кто согласится работать санитаром или учителем в сельской местности, а предполагалось, что альтернативщики будут служить обществу именно на таких должностях.

Зато широкий перечень организаций и рабочих мест предоставили силовые ведомства. В рамках Министерства обороны призывникам придется работать, в основном, в подсобных сельскохозяйственных предприятиях и в Спецстрое (что, по сути, означает служить в стройбате). Также альтернативнослужащих ждут Российское Агентство обычных вооружений и Российское Агентство по боеприпасам. В этой связи правозащитники единодушно отмечают существенный недочет АГС: профессия токаря в сочетании с работой на военном заводе может противоречить пацифистским убеждениям призывника. Так что направление альтенативнослужащего на предприятие в структуре Министерства обороны может быть нарушением конституционно закрепленных прав человека. Также альтернативщик не имеет права покидать населенный пункт без разрешения начальства и устраивать забастовки.

Все это дает право экспертам коалиции говорить о некоторой «милитаризации АГС» и «ущербности закона» «Об альтернативной гражданской службе», согласно которому призывник не имеет права выбора где служить: в военном или гражданском учреждении.

Тем не менее, перечень вакансий, предоставляемый молодым людям, предпочитающим служить альтернативно, достаточно широк. При определении той сферы, где призывник будет проходить службу, предполагается учитывать его образование и опыт работы. Альтернативнослужащий может работать слесарем или официантом, а может стать танцором в Ансамбле им. Александрова или даже парашютистом-пожарником. Так что молодые люди вполне могут прочувствовать романтику службы и вне армейских будней.

По данным опроса сотрудников военкоматов, проведенного коалицией «За демократическую АГС» в 15 регионах страны, большинство из них накануне призыва по-прежнему показывают свою неподготовленность к работе с альтернативщиками. Зачастую сотрудники военкоматов не только не владеют информацией, но и предоставляют неверные, а то и просто противоречащие закону сведения. Были отмечены даже попытки оказывать давление на молодых людей, с целью заставить их служить в армии. Поэтому активисты коалиции рекомендуют призывникам не действовать в одиночку, а консультироваться с местными отделениями правозащитных организаций.

С этой целью общественные организации правозащитного толка развернули сеть общественных юридических приемных по всей стране для оказания правовой помощи всем желающим пройти АГС, проводят мониторинг нарушений в ходе призыва и готовят поправки в федеральный закон «Об АГС».

По данным Генерального Штаба, на сегодняшний день было подано всего около 500 заявлений от граждан, выбравших альтернативную службу. Но такое малое количество альтернативщиков не смущает активистов правозащитной коалиции. Они ссылаются на опыт Германии, где в первый раз альтернативную службу выбрали только 400 призывников, а теперь ежегодно альтернативно служат 130 тысяч молодых людей. Примерно столько же, сколько на действительно воинской службе.

Что ж, возможно альтернативная гражданская служба будет развиваться также динамично и в России. Поживем – увидим. Главное, чтобы АГС была четко прописана в законодательной базе, защищала права людей и соответствовала нуждам страны.
Оценить статью
(0)