ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Одежда - способ обретения себя

Одежда - способ обретения себя

История русского костюма

Каким же он был? Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Калязине или Нижнем, вы бы поразились разнообразию нарядов: двух одинаковых не сыскать! За века чуть ли не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции и по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом.

В русском костюме удобно растить ребенка, заниматься домашним хозяйством, ходить в церковь, отмечать праздники в гостях. Он заботливо оберегал и от холода, и от палящего солнца, помогал женщине чувствовать себя достойно. Одежда - это не просто внешний вид и самовыражение человека, она является частью тела, а потому таинственно связана с духовным существом человека. Одежда — это особый знак, своего рода пароль национальной культуры, пишет «Семейный доктор»

Историк Костомаров, сравнивая одежды русского народа, нашел, что одежда крестьян была одинакова с царскими одеждами и даже носила одинаковое название, обладая общими чертами –объемом и лаконичным, мягким контуром. Когда женщина двигалась, костюм ее сохранял свою особенность - плавную текучесть линий, похожую на движение лебедя. Этот характер движения был настолько гармоничен для образа русской женщины, что сохранился во многих хороводах и плясках. Несравненное великолепие народного костюма наделяло его носительницу истинной красотой. Русская женщина светилась, как убранная церковка, только одним своим появлением уже радовала, освещала и согревала. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, своеобразно одевались сибирячки.

Традиционный женский наряд русского Севера

Наряд русского Севера часто называют "сарафанным ", так как основные его части - рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.

В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста, пропуская цельное полотнище от ворота до подола. Богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками, специальным орнаментом. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор. В северных губерниях бытовала нарядная плакалъная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами, Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье...

Интересно, что слово "сарафан" впервые встречается на Руси в документах XIV века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана - шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Впрочем, встречались и другие названия - по ткани: кумашник, набоешник, штофник - ведь клинники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но и из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани - атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях - парчу. Во второй половине XIX века на смену косоклинному пришел прямой сарафан из пяти-шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка.
Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные будто бы "в русском стиле". Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой "одеждой", которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие - для верхней одежды и поуже - для горничной, праздничные и повседневные. Из гарусной шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были "со словесами" - искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: "Кого люблю, того дарю", и имена...

Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой - это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки - перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.

Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые, золотной нитью и речным жемчугом (до XVIII века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские - с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый коснйк, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.

Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами - называлась епанёчка, на лямках - коротенька. Вышитый передник тоже мог иметь рукава, но чаще надевался на шею или повязывался над грудью. Ну и в праздник - красивый платок или шаль с узорами. Таков наряд крестьянок русского Севера.

Русский костюм – это живая летопись наших предков. С его помощью мы можем насладиться отраженной в нем историей, географическими особенностями нашей страны. Самое главное, мы можем помочь себе вернуться к нашим корням, обрести себя, уйти от обезличивающей нас моды.

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту