Ответ СПГ Глебу Павловскому

Ответ СПГ Глебу Павловскому

Ответ СПГ Глебу Павловскому

«Нормальные православные не выступают с политическими заявлениями»,- считает Глеб Павловский. «Еще как выступают», считают в пресс-службе Союза Православных Граждан.  

К вопросу об « альтернативной» религиозной ориентации Глеба Павловского  

К сожалению, ответ Глеба Павловского на мое интервью «МиК» подтвердил содержавшееся в нем утверждение о том, что экспертное сообщество малокомпетентно в церковных вопросах. Это касается не только главы ФЭПа. В последние дни «Газета. Ру», «Независимая Газета» не на шутку испугалась налаживания тесного взаимодействия между Русской Православной Церковью и Министерством культуры и массовых коммуникаций России, которое сложилось после встречи Патриарха Алексия Второго и нового министра Александра Соколова. Патриарх и министр в унисон говорили о засилии пошлости в средствах массовой информации. Антицерковная демагогия - это, прежде всего пошло. Журналисты "НГ" Варшавчик, Недумов и Щипков изображали хорошую мину при плохой игре, пытаясь убедить читателя в том, что, несмотря на искрение взаимные симпатии двух людей русской культуры - Патриарха и министра Соколова, "РПЦ все равно не добьется возвращения храмов и святынь".

Продолжая в стиле союза воинствующих безбожников петь песню о "попах-врагах культуры", наши плюралисты написали, что проклятые церковники коварно выкинули музей архитектуры из Данилова монастыря. Но до возвращения Свято-Данилова монастыря Русской Православной Церкви там находилась колония для несовершеннолетних. Музей архитектуры находился в Донском монастыре. Подумаешь, какие мелочи - перепутали Париж и Пекин. Не знают и знать не хотят эти люди великих русских православных святынь - Свято-Данилова монастыря и обители Донской иконы Божией Матери.

Однако, вернемся к Павловскому. Обращать внимание на его ругань в адрес Союза Православных Граждан – мелко, замечу лишь, что СПГ основывает свою деятельность на Социальной Концепции Русской Православной Церкви, согласно которой православные миряне, не выступая от лица всей Церкви, могут и должны объединяться в общественные организации для поддержки, а если надо, и защиты Православия. Глеб Олегович свел деятельность политизированной микроскопической группки РПАЦ, сторонники которой развязали настоящую информационную войну против начавшегося процесса восстановления единства Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, самую настоящую информационную войну, к «конфликту деноминаций». Это –типичный пример такого невежества, когда человек высказывает поверхностное суждение о Церкви, не принимая во внимание что сама Церковь думает о себе.

Вселенская Православная Церковь не является просто социальной структурой, клубом единомышленников, она исповедует себя Богочеловеческим организмом, в котором осуществляется спасение человеческого рода от греха, человек преображается и становится «пригодным» для реального Богообщения через участие в Таинствах Церкви, ее духовной и мистической жизни. В Церкви действует принцип апостольского преемства, непрерывной цепи рукоположений епископов, начиная от апостолов. Отделившиеся от Церкви сообщества теряют эту преемственность и они то, как раз, являются именно протестантскими деноминациями и группками. С точки зрения Вселенской Церкви лоббируемая Павловским «Российская Автономная Православная Церковь (РПАЦ)» Церковью не является, там невозможно спасение души через приобщение к таинствам Церкви.

РПАЦ не признана ни одной Поместной Православной Церковью мира. Я тоже могу купить в магазине «Софрино» епископское облачение, надеть его на себя, провозгласить своих приятелей «последними истинно православными, альтернативой РПЦ», а себя -«Патриархом всея Шаболовки» (будем еще одной равной с существующей Церковью «деноминацией»), потребовать у государства отдать «захваченный безблагодатной Московской Патриархией» Донской монастырь, наплести Глебу Олеговичу пару дежурных романтических апокрифов о неуловимых катакомбниках, которые меня тайно посвятили, а он прослезиться, «поймет всю правду о Московской Патриархии», и портал бесплатно мне подарит, и понесем мы вместе по высоким кабинетам и просторам интернета сермяжную правду о кознях РПЦ!

Все это выглядит именно так. «РПАЦ» именует себя «альтернативной церковью», не задумываясь об этимологии такой «альтернативности» - «альтернативный Христос» - это антихрист. Переводя на светский язык, приведу примеры «альтернативной медицины», под которой скрывается шарлатанство, «альтернативного государства» Басаева и прочих «альтернатив». Неужели Глеб Павловский забыл о том, как в 2001 году он прямо и недвусмысленно заявил о том, что тот, кто выступает против главы РПАЦ Русанцова, «выступает против Президента Путина», «который поддерживает новые центры веры». Это заявление было опубликовано на «Стране. Ру». Насколько я знаю, редакция неофициального рупора «РПАЦ» сайта «Кредо», маскирующего свою «альтернативную» религиозную ориентацию вывеской «объективного надконфессионального издания», располагается в одном из помещений ФЭПа. И не опровергал Павловский своей причастности к этому изданию и другим проектам альтернативной каноническому Православию группы.

Это - не частный вопрос. Как уже отмечено выше, пропагандисты «РПАЦ» проводят кампанию по дискредитации процесса восстановления единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Начавшееся сближение двух частей единой Русской Церкви, свидетелями которого мы являемся - это одно из немногих позитивных событий в российской жизни на фоне истребления сербов в Косово, расширения НАТО и прочих тенденций, которые отбрасывают нашу страну на обочину мировой истории. Преодоление этого трагического разделения в Русской Церкви –это не только внутрицерковный вопрос. Воссоединение и усиление Русской Церкви - это вопрос возможностей и влияния самой России во всем мире. Зарубежная Церковь объединяет белогвардейскую русскую диаспору всего мира. Ее продолжающееся разделение с Церковью на Родине и самой Россией не просто противоестественно, но и вредно и для Церкви, и для страны. Это - очевидно. Мешать святому делу восстановления единства Патриаршей и Зарубежной частей русской Церкви могут только недоброжелатели (справедливее сказать жестче) Православия и России. Об их низких целях свидетельствуют методы подопечных Павловского из «РПАЦ».

Это не только измышления о коварных замыслах Московской Патриархии воспользоваться переговорами с Зарубежной Церковью, чтобы завладеть ее имуществом (можно себе представить, как «спецназ» Данилова монастыря штурмует Джорданвилль - духовный центр русского зарубежья в США), это и пропаганда гонений на Церковь в самой России Вот что пишет по этому поводу корреспондент портала «Единое Отечество»(www.otechestvo.org.ua) П. Симонов: «Известный узкому кругу специалистов воинствующий атеист и защитник всех сект сразу Валерий Никольский в редакционной статье портала "Кредо" призывает Генеральную Прокуратуру России начать гонения на Церковь, которую он оскорбляет и сыпет бездоказательными обвинениями в коррупции. Никольскому не нравится то обстоятельство, что местные власти, губернаторы помогают строить и восстанавливать православные храмы. В действительности мало помогают и мало строят.

Как известно, более 80% граждан России идентифицируют себя как православные. Но они не могут удовлетворить свои духовные запросы, так как существующие храмовые здания не вмещают всех желающих исповедаться и причаститься. В Москве, Питере и других крупных городах ситуация катастрофическая - в новых многотысячных районах храмов либо нет вообще, либо есть вмещающие по сто человек. В таких храмах в воскресенье - давка, в большой праздник - не войти. Российская Федерация является правопреемником СССР - государства, которое поставило Русскую Православную Церковь на грань уничтожения. Исходя из факта этого правопреемства, государство должно применить к Русской Православной Церкви принцип компенсации. Этот принцип предусматривает следующее. Вернуть Церкви то, что возможно. Большевики уничтожили тысячи храмов, памятников церковного искусства и даже если все сохранившиеся храмы и святыни будут возвращены, то ущерб возмещен не будет.

Поэтому, как минимум, государство должно поддержать и храмовое строительство в новостройках, и образовательные и социальные проекты Церкви. Ничего этого не происходит, мало того, принимаются дискриминационные по отношению к РПЦ Земельный и Налоговый Кодексы, которые парализуют миссионерскую и социальную деятельность Церкви. Но ненавистникам Православия этого мало, они требуют уголовных дел, науськивают прокуратуру. Им нужны настоящие гонения».

Дальше – больше. До сих пор мы считали «птенцов гнезда Павловского» людьми циничными, враждебными к Церкви, но хотя бы предсказуемыми. Последние же события наводят на мысль о том, что в антиклерикальных кругах что-то в явном непорядке, и некоторые известные там персонажи решили перейти от информационной войны и антицерковной пропаганды к прямой уголовщине с политическим подтекстом. Ко мне явился, под предлогом интервью, некий Александр Кожухов, первоначально представившийся корреспондентом журнала «Кто есть кто в российской власти». После этого Кожухов заявляет, что он состоит в так называемой организации «Наше дело», и предлагает пресс-секретарю СПГ устроить расправу над известным антицерковным журналистом, гл. редактором «Кредо» Солдатовым, организовать на него нападение, разбить его машину, разгромить редакцию его сайта, и т. п.

Я объяснил этому странному человеку, что такими делами Союз Православных граждан не занимается, и посоветовал сосредоточиться на мерах информационного противодействия антицерковной пропаганде, то есть, проще говоря, писать правду о деятельности возглавляемого Солдатовым и существующего не без поддержки Фонда Эффективной Политики портала «Кредо. ру». Господин Кожухов, однако, настаивал на том, что Солдатова необходимо покарать, при непременном участии СПГ, и вообще вел себя странно, так что никто не удивился, когда через несколько дней на сайте «Кредо» появилась статья, где про СПГ сообщались всякие небылицы (например - что член СПГ, депутат Государственной Думы от «Единой России» К. Ф. Затулин поддерживает на выборах Глазьева) и приводились куски из моего разговора с тем самым Кожуховым. Активисты Союза, обсудив ситуацию, сошлись во мнении, что автор этой неудачной провокации вероятно понимает, что сделал глупость, и на некоторое время успокоится. Не тут-то было!

Через некоторое время приходит некто Кулагин, и говорит, что он - корреспондент «Правды. ру», и хочет взять интервью. Поскольку опыт общения со всякими загадочными личностями уже есть, его при свидетелях я спросил прямо: не провокатор ли он, подобный тому, что побывал у нас недавно? Нет, помилуйте, никакой он не провокатор. И начинает задавать те же самые вопросы: не желаете ли громить «Кредо»? Узнаем на «Правде. ру»: был такой Кулагин, но давно уже не работает. И тут же - еще одна публикация на «Кредо», которая в силу ее выразительности приводится целиком:

 

«Офис "Портала-Credo.Ru" может подвергнуться нападению фундаменталистов.

 

Из источников, близких к руководству одной из российских церковно-общественных организаций, в редакцию "Портала-Credo.Ru" поступило предупреждение о готовящемся нападении на офис Портала, целью которого является "создание технической невозможности" работы нашего издания. Один из лидеров этой организации, считающий, что Портал "клевещет на Святейшего Патриарха" и "занимается диффамацией Русской Православной Церкви", сформировал группу молодых людей, готовых при минимальных "гарантиях безопасности" предпринять налет на офис Портала и вывести из строя оргтехнику. В настоящее время инициатор акции занимается поиском средств, необходимых для ее организации. Он предполагает обратиться за помощью к представителям бизнеса, известным своей поддержкой фундаменталистских кругов РПЦ МП. Со стороны организаторов акции в адрес нашего Портала неоднократно звучали безосновательные обвинения, а в экстремистской прессе за подписью пресс-секретаря данной церковно-общественной организации размещались призывы к ликвидации нашего издания. Редакция Портала выражает надежду, что публикация этих сведений поможет предотвратить готовящееся преступление».

Может сложиться впечатление, что в руководстве одного из антицерковных сайтов произошла утечка мозгов. Впрочем, вполне возможно, что господину Солдатову не дают покоя лавры Тер-Оганяна и Самодурова. Похожая история уже была недавно в Санкт-Петербурге: выставку «интерактивных икон» разгромили какие-то «люди в черном», не имеющие отношения к существующей православной общественности, что вызвало немалую радость «художников» и разного рода противников Церкви. Вполне возможно, что в ближайшем будущем редакция «Кредо» сообщит, что к ним ворвались православные фашисты в черных масках и стали поливать Солдатова и его оргтехнику краской из баллончиков. На всякий случай, я как пресс-секретарь Союза Православных Граждан официально заявляю, что Союз не собирается устраивать никаких погромов ни в каких редакциях, и считает все разговоры об этом провокацией, направленной против общественной деятельности верующих.

По нашим сведениям, деятельность, направленная против СПГ, не ограничится в ближайшее время идиотской выходкой с вымышленным погромом: на руководство и активистов СПГ тщательно собирается (сочиняется) компромат, готовятся заказные статьи в прессе. Как уже отмечено выше, «Кредо», формально являясь независимой структурой, представляет интересы псевдораскольнической группы «РПАЦ», раскрученной Фондом эффективной политики в качестве инструмента влияния на религиозную жизнь страны. Деятельность активистов РПАЦ, в число которых входит и Солдатов, направлена в первую очередь на создание информационной картины, отвечающей задачам ФЭПа, на снижение авторитета и влияния в обществе Русской Православной Церкви. Несмотря на произошедшие в жизни страны перемены, линия ФЭПа на снижение влияния Церкви и подчинение ее бюрократии остается неизменной. РПАЦ играет существенную роль в планах политтехнологов по снижению роли существующей Церкви в обществе.

Когда малочисленная группа раскольников, на основе которой создавалась РПАЦ в ее нынешнем виде, привлекалась к сотрудничеству с Павловским, глава РПАЦ, бывший православный священник Русанцов, попал под суд по обвинению в растлении детей; тем самым, группа оказалась в крайне уязвимом положении и крайне нуждалась в поддержке извне. Сегодня, когда происходит процесс консолидации и усиления русского Православия, политтехнологам РПАЦ необходима как «альтернативная церковь», и ее светлый образ должен быть очищен от педофильского скандала с Русанцовым; на днях суд отменил обвинительный приговор по его делу. РПАЦ в полной мере используется для срыва процесса воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви. Возможно, активизация ее деятельности связана с ожидаемым в мае визитом предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Лавра в Москву. Нам неоднократно приходилось слышать утверждения о том, что антицерковные круги в АП, связанные с уходящей политической эпохой (почему-то сами антицерковные журналисты называют имя зам. главы АП Вл. Суркова) сознательно работают против воссоединения РПЦ и РПЦЗ, процесс которого был активизирован при непосредственном участии действующего Президента.

Сторонникам идеи «слабой Церкви», бюрократического контроля над Церковью, невыгодного на самом деле ни дальновидной власти (для которой сильная Церковь - надежный партнер и опора), ни обществу, ни религиозным организациям, способного лишь спровоцировать негативное отношение верующих к власти и церковно-государственный конфликт, представляется крайне важным настроить власть и общество против Церкви, против Патриарха и наиболее активных православных лидеров - вспомним те же грязные статьи Солдатова о святейшем Патриархе, о митр. Кирилле, об архим. Тихоне. Теперь настала очередь СПГ. Мы должны ясно понимать, что наша деятельность по защите прав религиозного большинства страны не останется без противодействия постольку, поскольку она будет эффективной и значимой для общества.

Именно сейчас, после кризиса политического либерализма создается новая модель управления страной. Именно сейчас решается, будут ли в новой России верующие иметь реальное право голоса, сможет ли Церковь выполнять свой долг в отношении общества, сможем ли мы жить по вере. Именно сейчас решается вопрос о реальном месте православных общественных организаций: сумеем ли мы устоять и утвердить себя как одну из легитимных политических сил, или же нас спихнут в маргинальное болото, где нам разрешат в свое удовольствие обсуждать проблемы всемирного заговора и причисления Распутина к лику святых. Это недопустимо.

Церковь - общественный институт, пользующийся наибольшим доверием граждан, и исключить ее из общественной жизни - значит пренебречь их реальными интересами и правами. Церковь не участвует в политической борьбе; поэтому политическая защита ее интересов возложена, в соответствии с соборно принятой Социальной концепцией РПЦ, на общественные организации верующих, крупнейшей из которых является Союз Православных Граждан.

Сегодняшнее положение Церкви удовлетворительным признать нельзя: приняты Земельный и Налоговый кодексы, существенно затрагивающие права и интересы верующих; существует реальная угроза принятия Закона о государственной защите семьи в варианте, предполагающем пропаганду абортов и стерилизации за государственный счет; в составе правительства остается Греф, усилиями которого в Налоговом кодексе остались дискриминационные по отношению к Церкви положения, и неизвестно, сохранит ли свой пост убежденный сторонник преподавания основ православной культуры Л. Гребнев. Ни одно из ведущихся судами и прокуратурой дел по фактам разжигания ненависти в отношении верующих не доведено до конца, и ясной перспективы у них нет. По всем этим вопросам, да и не только по ним, нам предстоит серьезная борьба, с участием наших депутатов, в Думе, в СМИ.

Существуют люди, которые искренне полагают вопросы церковно-государственных отношений своей безраздельной вотчиной, и искренне возмущаются, когда православные заявляют о своем праве на прямой диалог с властью и самостоятельное политическое действие. Между тем, именно оттеснение верующих от реальных правовых механизмов и провоцирует экстремизм, провоцирует желание защищать свои убеждения агрессией, не надеясь на защиту государства. Лучшим средством для профилактики религиозного экстремизма является поэтому предоставление традиционным конфессиям возможностей по доведению до общества своей точки зрения, исключающей любые проявления насилия и ненависти. Вспомним, что примененные на пресловутой выставке методы православных активистов, чувства которых безусловно нам близки, были осуждены митрополитом Кириллом как «неприемлемые для верующих людей».

Именно гарантия соблюдения закона, в том числе - и в религиозной сфере, должна исключить возможности возникновения околорелигиозных конфликтов: вера безусловно важна для общества, и ее защита от внешних посягательств, соблюдение действующих законов - вопрос общественной стабильности и прямая задача государства. Наше действие, безусловно, должно быть правовым, к этому мы призываем и других. Мы надеемся, что и действия Солдатова в отношении Церкви получат рано или поздно должную правовую оценку. Если же сегодня он решит разгромить свою контору, мы будем только рады. Но Союз Православных граждан отношения к этому не имеет.

 Пресс-секретарь СПГ Кирилл Фролов

Оценить статью
(0)