С 10 по 13 июня 338 миллионам избирателей из стран Европейского Союза предстоит выбрать 732 депутата Европейского Парламента на следующие 5 лет. Благодаря этому органу власти европейцы могут выражать свои политические предпочтения.
На протяжении всей своей истории он играл важную роль, стимулируя законодательную деятельность Европейской Комиссии. Изначально этот парламент был сформирован для обсуждений важнейших проблем и состоял из представителей национальных законодательных органов. С 1979 года депутаты Европейского Парламента избираются путем всеобщего прямого голосования. Постоянно увеличивались его полномочия, и в нынешнем виде его возможности вполне сопоставимы с национальными парламентами:
- ЕП делит с Европейским Советом законодательную власть. То, что депутаты избираются прямым голосованием гражданами стран - членов ЕС, способствует сохранению демократической легитимности европейского права;
- на ЕП возложена и функция демократического контроля над всеми институтами ЕС, особенно над Европейской Комиссией. Депутаты могут подтвердить или отменить назначение членов Комиссии, а также имеют право отправить в коллективную отставку саму Комиссию;
- вместе с Европейским Советом парламентарии определяют бюджет ЕС и даже могут внести изменения в статью расходов. В итоге депутаты голосуют "за" или "против" бюджета в целом.
Европейские депутаты представляют не столько национальные интересы, сколько идеологические и политические убеждения своих избирателей. Парламентарии распределяются не по странам, а в зависимости от принадлежности к той или иной партии или группе. Сейчас в Европейском Парламенте 7 блоков и 22 независимых депутата, представляющие наиболее влиятельные европейские политические объединения. Таким образом, в нем представлены 122 национальные политические партии, а после июньских выборов их число вырастет до 186.
В ЕП представлены следующие объединения:
- группа Европейской народной партии (христианско-демократическая) и европейских демократов;
- группа Европейской социалистической партии;
- группа Европейской партии либералов, демократов и реформаторов;
- группа "зеленых" и Свободного европейского союза ("зеленые" и регионалисты);
- конфедеративная группа Европейских объединенных левых и "зеленых" из северных стран (социалисты, коммунисты, "зеленые" из северных стран);
- группа "Союз Европы наций" (националисты, консерваторы);
- группа За демократическую и разнообразную Европу ("евроскептики");
- независимые депутаты.
В то же время природа переговоров в ЕС о сущности органов власти такова, что Европейскому Парламенту и его политическим объединениям нередко приходится сочетать национальные интересы с транснациональными, партийными, отраслевыми, правительственными и оппозиционными.
Система выборов
Несмотря на то, что ЕП всегда стремился к унификации выборов, они проходят в соответствии с национальными законами. Это связано с отсутствием согласия по поводу принципа проведения выборов: консенсус был достигнут только в отношении некоторых общих положений, принятых в 1998 году. Различия между национальными законами о выборах оказывают влияние на активность избирателей, общественное мнение, позицию политических партий и на избирательную кампанию в целом.
Общие положения:
- система пропорционального представительства;
- право голоса с 18 лет;
- тайное голосование;
- равенство голосов мужчин и женщин;
- несовместимости, установленные европейским законом о выборах (в новом ЕП национальный мандат станет несовместимым с европейским).
Что касается остальных норм, то они регулируются национальными законами о выборах в Европейский Парламент.
Национальные нормы
Нормы по праву голоса:
Выборы в Европейский Парламент предусматривают некое общее наднациональное гражданство. Голосовать или быть избранными могут все граждане стран Европейского Союза, даже если они проживают не на родине, а в другой стране ЕС. В таком случае они голосуют и могут быть избраны на тех же условиях, что в стране проживания (статья 19-8B, действующая с февраля 1994 года). Однако критерии, касающиеся проживания, отличаются:
а) для граждан, проживающих не территории ЕС, - во Франции, Финляндии, Ирландии, Люксембурге, Чехии, Словакии, Венгрии и Латвии, законами о выборах предусмотрен минимальный срок проживания (так, в Люксембурге необходимо прожить на территории страны не менее 5 лет, чтобы участвовать в выборах). В Германии, Бельгии, Греции, Испании, Португалии, Италии все зависит от реального постоянного места жительства. В Австрии, Дании, Великобритании, Нидерландах, Швеции и на Мальте довольно просто пройти регистрацию. В Словении, Польше, Литве и Эстонии требуется постоянное проживание;
б) для граждан ЕС, проживающих за его пределами, предусмотрено право голоса на выборах в ЕП без ограничений - в Швеции, Бельгии, Франции, Испании, Греции, Италии, Венгрии, Литве, Латвии. В Великобритании проголосовать могут лишь граждане, уехавшие менее чем 5 лет назад, а также госслужащие и военные. В Германии принять участие в выборах могут граждане, проживающие за границей не дольше 10 лет. В остальных странах голосуют лишь избиратели, проживающие на территории Европейского Союза.
Порядок голосования:
Хотя все страны применяют систему пропорционального представительства, порядок голосования и система распределения мест в ЕП происходит по разным принципам:
a) предпочтительное голосование проводится в 14 странах (Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Италии, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Швеции, Литве, Словении, Словакии, Польше, на Мальте). В остальных списки кандидатов закрытые, избиратели не могут никого из них выделять;
б) минимальное число голосов для получения мест в парламенте: в Германии, Франции, Чехии, Литве, Словакии, Польше, Венгрии, Эстонии нужно набрать не меньше 5 процентов; в Австрии и Швеции - 4 процента; в Греции - 3 процента;
в) способ распределения мест: в 11 странах используется система Хондта, в то время как остальные используют его с некоторыми вариациями или собственные системы.
Конфигурация избирательных округов:
а) единый округ в 17 странах;
б) несколько округов: 4 - в Бельгии и Ирландии, 5 - в Италии, 8 - во Франции, 11 - в Великобритании, 13 - в Польше. В Германии действует национальная и региональная система.
Представление кандидатур:
а) только через политические партии и организации в Дании, Греции, Германии, Нидерландах, Швеции, Чехии, Литве, Франции, Польше, Венгрии, Словакии, Люксембурге, Португалии и Испании;
б) индивидуальные кандидатуры принимаются в Ирландии, Италии, Словении, Эстонии, на Мальте, в Австрии, Бельгии, Великобритании, Финляндии;
в) кандидатам необходимо собрать определенное количество подписей или заручиться поддержкой определенного числа избирателей в Австрии, Бельгии, Финляндии, Германии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Испании, Великобритании, Словении, Польше и Венгрии;
г) в обязательном порядке необходимо заплатить залог во Франции, Ирландии, Нидерландах, Великобритании, Греции, Чехии, Литве, Эстонии, на Мальте и в Словакии.
Требования к кандидатам:
а) возраст кандидата должен быть 18 лет или старше в Финляндии, Швеции, Дании, Германии, Испании, Нидерландах, Португалии, Словении, Венгрии и на Мальте. Минимальный возраст: 19 лет - в Австрии, 21 год - в Бельгии, Греции, Ирландии, Люксембурге, Великобритании, Литве, Чехии, Эстонии, Словакии, Латвии, Польше. По меньшей мере 23 года должно исполниться депутатам во Франции, а в Италии - 25 лет;
б) несовместимость: национальные критерии допуска к выборам и в Европейском Парламенте;
в) существуют и другие ограничения: минимальный период проживания на территории страны для кандидатов, не являющихся ее гражданами, обязателен в Люксембурге (10 лет), Польше (5 лет) и Чехии (45 дней).
В Бельгии кандидаты должны обязательно иметь французский, фламандский или немецкий в качестве родного языка в зависимости от того, в каком районе они проживают.
Проведение предвыборной кампании:
а) затраты на кампанию ограничены законом в Бельгии, Франции, Ирландии, Португалии, Литве, Словении, Польше, на Мальте и в Латвии;
б) установлен максимальный размер государственного финансирования или возмещения затрат в зависимости от результатов голосования в Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Италии, Люксембурге, Испании, Чехии, Словакии, Польше;
в) в ряде стран дата начала предвыборной кампании определяется законом: 3 месяца до выборов в Бельгии и Польше, 72 дня в Венгрии, 40 дней в Греции и Словакии, 30 дней в Италии, Словении и Литве. Во Франции, Испании, Чехии - 15 дней, и 13 дней - в Португалии;
г) в ряде государств ЕС запрещена публикация опросов населения незадолго до выборов. Но и тут каждая страна трактует это "незадолго" по-своему. Так, запрет вступает в силу за 30 дней до голосования в Люксембурге, за 9 дней - в Венгрии, за 7 дней - во Франции, Греции, Португалии и Словении, за 5 дней - в Испании, за 3 дня - в Чехии. Далее счет переходит уже на часы: опросы не публикуются за 30 часов до волеизъявления граждан в Литве, за 24 часа - в Австрии, Германии, Нидерландах, на Мальте, в Ирландии, Словакии и Польше.
Активность избирателей
С 1979 года до последних выборов в Европейский Парламент число проголосовавших избирателей упало с 63 до 49 процентов. Другая закономерность - каждый раз выборы национального масштаба привлекали больше избирателей, нежели европейские. В некоторых случаях разрыв можно смело назвать огромным. В Дании, Франции и Нидерландах он достигал 30 процентных пунктов, а в Великобритании - 40. Напротив, в Швеции на выборах дважды были зафиксированы национальные рекорды явки: в 1995 году проголосовали 58,4 процента избирателей, а в 1999-м - 61,2 процента.
В то же время, несмотря на тревожное понижение активности избирателей на выборах в Европейский Парламент, необходимо отметить, что если в 1999 году в выборах участвовали 49 процентов жителей ЕС, имеющих право голоса, то 53 процента европейцев заявили, что полностью доверяют ЕП (в 2003 году их стало 57 процентов). Следовательно, низкая явка - в большей мере следствие разочарования граждан в политической элите, отсутствия уверенности в том, что благодаря политике можно решить существующие проблемы. К этому нужно добавить некоторые другие факторы, как, например, недостаточно активное освещение этих выборов в СМИ, практически полное отсутствие общеевропейских тем и лозунгов в предвыборных кампаниях партий, отсутствие общеевропейской политической арены и борьбы между транснациональными партиями. Если учесть все эти особенности, становится легче понять скептицизм избирателей, многие из которых потеряли веру в то, что их голос повлияет на волнующие их проблемы (здравоохранение, образование, налоговая система, проблема занятости).
Именно из-за совокупности перечисленных факторов выборы в Европейский Парламент нередко называют "второстепенными". Для многих эти выборы - скорее повод наказать партию или коалицию, находящуюся у власти в той или иной стране. Выборы нередко используются для продвижения политических деятелей второго плана или новых партий. Участие в кампании придает им дополнительный вес и обеспечивает довольно длительное пребывание на политической арене. В такой ситуации оказались многочисленные партии "зеленых" или крайне правые партии.
Вместе с тем такие меры, как обязательность голосования или его совмещение с национальными или региональными выборами, привели к более широкому участию избирателей. Также выяснилось, что в странах, активно получающих субсидии от ЕС, граждане охотнее ходят голосовать на выборах в ЕП. Наконец, обычно при первом голосовании активность избирателей выше, чем в последующие: поэтому в этом году вполне можно ожидать высокого процента явки, так как в предстоящих выборах впервые примут участие жители 10 новых стран - членов ЕС.
Кристина КУАРОНИ
доктор политических наук