Русских здесь любят
Политический центр Индии Дели немало удивляет тем, что он совсем не вписывается в общий ряд столичных городов мира. Мегаполис с населением порядка 14 миллионов человек (и это только учтенных официальной переписью!) зачастую выглядит захудалым провинциальным и грязным городишком (по-русски говоря, большой деревней), где сравнительно неплохие дома богатых жителей перемежаются с ветхими убогими лачугами, грязными улицами; где на земле копошатся чумазые дети и пасутся знаменитые индийские горбатые коровы.
Дели - очень протяженный город, и из одного конца города в другой нужно добираться не менее 1,5 часа на машине. При этом в городе такие пробки, что проехать расстояние в 10 км за полчаса - обычное дело.
Рост этого мегаполиса кажется просто беспредельным - уже сейчас население Дели растет вдвое быстрее, чем население страны.
Все это не может не порождать массу проблем. Например, число бездомных в Дели ежегодно увеличивается на 15%, а строительный мусор и отходы жизнедеятельности города уже заняли территорию в 100 км по его окраинам!
Исторически город делится на Старый и Новый Дели. Старый (Old Delhi) - располагается в северной части города вдоль реки Ямуна и сравнительно небольшой. О его славной истории времен правления Великих Моголов напоминают развалины знаменитого Красного форта и нескольких других полуразрушенных укреплений, охраняемых в настоящее время ЮНЕСКО. Красный форт был построен в XVII веке императором Шах-Джаханом (тем самым, который построил в Агре знаменитое индийское «чудо света» - Тадж-Махал в честь своей горячо любимой жены Мумтаз-Махал), и именно с него был спущен английский «Юнион Джек», почти 200 лет развевавшийся над столицей Индии, и поднят свой национальный триколор.
О временах британского колониального прошлого напоминают Индийские ворота и Президентский дворец, в общем-то и составляющие основные достопримечательности центра.
New Delhi - это большая, в основном южная часть города. Практически все население живет именно там (если для Индии характерно слово «живет», а не «существует»). Назвать домами слабо пригодные под жилье лачуги, в которых проживает большая часть населения Индии, весьма сложно. Разделения на богатые и бедные районы практически нет - при огромных различиях все едино, как и сама индийская нация.
Быть в Дели и не упомянуть о знаменитой русской барахолке «Яштван плейс» невозможно. Когда журналист газеты «Владивосток» там оказалась, повеяло чем-то до боли родным и знакомым, особенно когда она обнаружила, что, как и в славном китайском городе приграничной торговли Суйфэньхэ, практически все продавцы вполне сносно изъясняются по-русски, не говоря уже о том, что и надписи соответствующие. Ассортимент товаров тоже весьма приближен к знакомому китайскому рынку - кожа, ширпотреб, медикаменты, чай (вот он наконец-то! Причем судя по всему - импортируемый), и главное, за чем туда едут, - драгоценности. Вот этого добра здесь действительно много, и что самое приятное - практически по бросовым ценам. Но качество металла и обработки камней зачастую оставляет желать лучшего. Тем не менее, купить за 50 долларов золотое кольцо с бриллиантами и жемчугом вряд ли где можно еще.
Как выяснилось, наших соотечественников в Индии, и в Дели в частности, любят, и не в последнюю очередь потому, что русские на базарах - лучшие покупатели. С чем связан сей интересный факт пристрастия русских путешественников к совершенно безумному шопингу за границей, предстоит разгадывать не одному поколению этнографов.
Такие люди в Болливуде
Едем дальше. Город, который описывали, поражающий в первую очередь своим абсолютно неиндийским обликом. Бомбей (Мумбаи) - порт на берегу Аравийского моря, напомнивший одновременно Сан-Франциско и Владивосток. Город красив и современен, это заметно даже по одежде его жителей. Очень много иностранцев, так как это основной порт Индии и центр торговли со многими странами мира, большинство иностранцев как раз совсем не туристы, а бизнесмены и приезжающие по делам. Все это накладывает отпечаток на жизнь и облик города - жизнь в Бомбее более стремительная и интересная.
Он же является и столицей самого экономически развитого штата Индии - Махараштра. Основная часть инвестиций оседает именно здесь, и здесь же находятся головные офисы таких крупнейших компаний, как «Indianoil Lmt» и «Tata». Есть в Бомбее даже своя офф-шорная зона (примерно 3 кв. км), где построен ювелирный завод и где золотой браслет с целой россыпью настоящих (как уверяли на заводе), а не искусственно выращенных бриллиантов имеет себестоимость всего около 600 долларов, в то время как на американском рынке, на который и работает завод, минимальная цена подскакивает уже до 3 тысяч долларов.
В Бомбее же находится и знаменитая «Фабрика грез-2» - Болливуд. Все индийские фильмы, в огромном количестве выпускаемые ежегодно на местный кинорынок, - продукт непрекращающейся работы «Фабрики». Интересно, что Индия, наверное, единственная развитая страна в мире, которую засилье продукции «старшего брата» - Голливуда практически не коснулось. Поговаривают, что в деревнях до сих пор бедные малограмотные жители скидываются всем общаком, выбирают делегата помоложе и бойчее, и отправляют его в город - «фильм смотреть». А тот, когда вернется, должен будет перед всей деревней отчитаться - в лицах фильм пересказать. Причем фильмы котируются только свои, родные, индийские.
Вообще в Мумбаи еще сильны воспоминания о колониальном прошлом, чего стоят, например, красные дабл-деки (двухэтажный автобус - вид английского городского транспорта, в котором разрешено только сидеть) или желтые английские такси, или старинные английские почтовые ящики на улицах, и пожарная охрана, и архитектура города, и много чего еще. Город потрясающе красив ночью, когда зажигается подсветка домов. Что портит впечатление - бесчисленное количество нищих, располагающихся на ночлег прямо на тротуарах, завернувшись в лохмотья, или дети, снующие между прохожими и просящие подаяние.
Священная земля
«Ворота Хари, или ворота Вишну» - это перевод названия города, одного из семи крупнейших в Индии центров паломничества. Харидвар расположен на берегу реки Ганг, а рожденный в Гималаях Ганг - гораздо больше, чем просто река. Расположенные на ее берегах города также считаются священными. В Харидваре много индуистских монастырей и центров йоги. В одном из таких центров нам довелось прожить три дня. Поражала какая-то общая духовная чистота этих мест, по ведической традиции правильный (и поэтому такой непривычный нам!) распорядок дня - подъем в 4 утра! (Хотя нам, как гостям, сделали поблажку - мы вставали в 6.) Люди в шафрановых одеждах, и тонкое, чуткое отношение к другим людям, и в частности, к нам как к новеньким. Считается, что любой человек, независимо от его вероисповедания и культуры, приехавший на святую землю у истоков Ганга, обязательно очистится духовно и станет лучше.
В 24 километрах вниз по течению от Харидвара расположен Ришикеш. По сути, это даже не город, а большой храм. Течение реки здесь спокойное, темно-зеленые холмы подступают к самой воде, а через реку перекинут подвесной пешеходный мост (а ходить по нему страшно). В Ришикеше очень много паломников со всего мира, и даже с детьми. Обстановка здесь располагает к медитации и созерцанию, и неизвестно почему, но на какой-то момент ты совершенно забываешь о сложностях современной цивилизации.
Вообще Индия такова - она не напрягает, но заставляет думать. Учит преодолевать свои слабости, но быть терпеливым к слабостям других.
Вероника Казакова