Ещё при царе Алексее Михайловиче в Россию впервые приглашаются иностранные мебелыцики, а в московской Оружейной палате начинают осваивать выпуск художественной мебели. Однако настоящий "ветер из Европы" задул в Россию через "окно", прорубленное Петром I. Одновременно с бритьём лиц, курением, костюмами и париками в России появился и новый интерьер.
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское. Поэтому стили, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.
Сначала крупных русских мастеров, способных удовлетворить новые запросы, почти не было. Пётр I приглашал иностранных мастеров в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться за границу.
Петровские реформы не сразу привели к массовому распространению мебели европейского образца даже среди самого высшего круга. Даже самые богатые люди имели мало мебели, которую даже возили за собой при переездах из города в деревню и обратно.
Голландские и английские шкафы и поставцы, стулья и кресла из антверпенских мастерских, столы с ножками-"кувшинами" - всё это сначала появилось в дома ближайших соратников Петра, а позднее - в залах первых русских дворцов.
Лучшие образцы европейской мебели были представлены во дворце Александра Даниловича Меньшикова - сподвижника Петра I. Уже в 1721 г. законченный дворец Светлейшего на Васильевском острове новой столицы вызывал изумление не только ее соотечественников, но и иностранцев. Здесь имелась и голландская и французская и немецкая мебель разных стилей, но хорошо сочетавшаяся в разных покоях. Редкие образцы русской работы лишь тяжеловесно копировали западные аналоги. Именно в дворце Меньшикова чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый порт из Голландии. Также очень хорошая мебель приобреталась Б. П. Шереметевым.
Назвать это внезапное нашествие разнообразной западной продукции стилем было ещё нельзя.
"Уже вместо сделанных из простого дерева мебелей стали и иные употреблять, как английские, сделанные из красного дерева мегагеня; дома увеличились, и вместо малого числа комнат уже по множеству иметь стали, яко свидетельствуют того времени построенные здания". Эта историческая справка принадлежит известному публицисту князю Щербатову.
Определённая стилистика в интерьере России стала наблюдаться только в середине XVIII века, когда на благо русской архитектуры начал трудиться великий "русский итальянец" Растрелли (1700-1771). Особенно расцвел его талант (а вместе ним и русское барокко) после воцарения Елизаветы Петровны. Для неё Растрелли перестраивает Петергофский дворец, Большой дворец в Царском селе, обновляет Зимний и расширяет Смольный монастырь.
В комодах, диванах, креслах, столах господствует кривая линия. Затейливо изогнутые завитки, раковины с волнистыми или изрезанными краями, цветы, листья оформляли конструкцию любого предмета. Очень богатая, "разлапистая" мебель, покрытая краской и позолотой, отражалась в обязательных зеркалах, обрамлённых золочёной резьбой.
Русские мастера не справлялись с огромными заказами и этим достаточно ловко пользовались французские послы. Они привозили в Россию целые корабли обстановки, успешно распродавая её среди дворянства. Таким образом, капризно-богатая мебель рококко проникла всюду: ею обставляли дворянскую спальню, образцом стиля сделалось парадное кресло раввина, не говоря уж о коронационном троне Елизаветы.
Но мебели всё-таки не хватало, и интерьеры русских жилищ были заметно пустоваты. Это отмечала в своих "Записках" будущая Екатерина Великая: "Двор в то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы и комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву." Естественно, при переездах обламывались тончайшие завитки, стиралась богатая позолота, ветшала обивка.
В дворянских поместьях вовсю заработали мастерские, поставляя во дворцы и усадьбы мебель по новым французским образцам. Произведения крепостных столяров отличались истинно русской массивностью и запасом прочности, но в целом очень удачно повторяли классические формы, к которым перешли, уставшие от безумств рококко, французские мастера при Людовике XVI.
Параллельное существование нескольких стилей наиболее ярко проявилось в зданиях итальянца Антонио Ринальди (1710-1794), придворного архитектора Екатерины II. Он создал под Петербургом двухэтажный бело-голубой павильон "Катальная горка" с причудливой крышей в виде колокола и длинной горкой, начинающейся от балкона верхнего этажа. Изящный интерьер павильона украшен модным в то время материалом - искусственным мрамором различных расцветок. Также по проекту Ринальди на берегу пруда был сооружён китайский дворец. Его стены розоватого оттенка, излюбленного мастерами рококо. Один из залов дворца украшен росписями по шёлку и всевозможными фарфоровыми безделушками - по моде на "китайщину" (шинуазри), распространённую тогда в Европе. Отсюда происходит и название дворца.
Мало-помалу изогнутые линии мебели выпрямлялись, освобождая конструкцию от тяжеловесной резьбы. Сложные массивные украшения уступали место изящным венкам, лирам, пучкам стрел с перевитыми ленточками. Конечно, изменения не были быстрыми, и все-таки к концу XVIII столетия в России вполне сложился мебельный стиль екатерининского классицизма.
Ещё в 1721 году указом Петра I на Охте были устроены плотничьи и столярные поселения. К концу XVIII века они поставляли огромное количество мебели во дворцы и частные дома. Известный путешественник И.Г.Георги писал по этому поводу: "Всякому С.-Петербуржскому жителю известно, что охтяне действительно отличные столяры и что они работают столь хорошо, что лучшие в столице мастера, как Тур и Гамбс, пользуются их трудами, чтобы продавать втридорога изделия, которые ими заплачены безделицею".
Правда, наборная мебель-бюро, столы, комоды - лишь одно из немногих свидетельств чисто русского высокого мастерства в изготовлении предметов обстановки того времени. В основном же бесспорно было влияние французского мебельного искусства. Важнейший принцип екатерининского классицизма - "благородная простота и спокойное величие" - безусловно пришел на берега Невы с берегов Сены.
Источник: www.homefamily.rin.ru