Красота по-олимпийски

Красота по-олимпийски

В 776 году до нашей эры, когда в Греции начались Олимпиады, атлеты соревновались обнаженными. В 2004 году нашей эры в Афинах впервые олимпийцы будут соревноваться в одежде. И будут славить свою страну не только своими спортивными доблестями, но и всем своим видом. Все это модное состязание организовалось из-за телевизора. Раз есть телевизор, Греция больше никогда не увидит голых олимпийцев.

В этом году команда России, которую уже вторые игры экипирует компания Bosco di Ciliegi, вполне себе в состоянии получить медаль за стильность. В кои-то веки на параде открытия нам не будет стыдно за команду России. Но спасет ли эта красота честь российского спорта?

Три миллиарда зрителей по всему свету наблюдали игры 1996 года в Атланте. Четыре года спустя австралийский Сидней привлек на полмиллиарда телеболельщиков больше. Цифра, постепенно приближающаяся к общему населению планеты, потрясает. А главным победителем афинских игр, похоже, станет не обладатель мирового рекорда, и не команда-чемпион, и даже не атлет - лидер зрительских секс-симпатий. Победят телеканалы, рекламные агентства, а также поставщики товаров и услуг, рекламный бюджет которых, что называется, "потянет". Последней "некоммерческой" Олимпиадой стала московская, 1980 года, да и там многие заработали (не только фарцовщики имеются в виду, и не только политический капитал).

Какие такие олимпийские принципы?

А начиналась, напомним, современная олимпийская история вовсе не для этого. Жил в XIX веке в Париже некий Пьер де Фреди барон де Кубертен - ученый, писатель, педагог, спортсмен и, как бы сейчас сказали, гуманист. Научные занятия привели его в Грецию, где бароном овладела идея возродить Олимпийские игры древней Эллады. Он же выдвинул такие олимпийские принципы:

1) физическое и нравственное воспитание молодежи,

2) избавление человечества от войн и вооруженных конфликтов (спорт позиционировался как альтернатива войнам; на время игр предполагалось останавливать все боевые действия по всему миру. Прямо как в древней Элладе: игры начинались с того, что по всей Греции рассылались глашатаи, которые объявляли о начале "экехерии" - священного перемирия. На время игр - они длились около 5 дней - между всеми греческими городами должны были немедленно прекратиться все военные действия),

3) изгнание из спорта духа коммерции (участники соревновались исключительно на любительской основе, а орграсходы несли в основном сами спортсмены и богатейшие греки, в том числе и королевская семья).

Возрожденные игры состоялись в Афинах в 1896 году. Не знаем, как насчет "воспитания", но вот со вторым и третьим пунктами вышла неувязка. Военные действия никто не останавливал и не собирается останавливать до сих пор, а что до коммерции, да и опять же о войне, изощренной издевкой выглядела страница одного из печатных изданий, посвященных первой Олимпиаде современности, где красовалась эффектная реклама новой модели... револьвера!

Прекрасные мечты первопроходца олимпийского движения нового времени не выдержали испытание рациональным XX веком. Выяснилось, что спорт высоких достижений вовсе не способствует "физическому и нравственному", а скорее наоборот, что проще вообще не проводить Олимпиаду, чем взять маленький, на пару недель, тайм-аут в армейских военных действиях, - игры действительно отменялись во время Первой и Второй мировых войн. И, наконец, что большой спорт и большая коммерция - неразлучны.

Военные, предки олимпийцев

А может, спорт не только альтернатива войне, а еще и ее "окультуренное" продолжение? И истинные корни войн вовсе и не в формальных конфликтах между странами, нациями и народами, а в реализации духа соревновательности, вечно присущего человеку? Так и получается: первыми "спортивными" дизайнерами были создатели военной формы. Для дворянства, конечно, ибо простолюдины сражались в чем и чем придется. Кроме того, шикарные одеяния военного руководства позволяли отличать своих от чужих в огнедышащем безумии полей сражения.

Куда делись яркие, блестящие офицерские наряды той эпохи, когда считалось, что "война - истинное занятие дворянина"! Высокоточное огнестрельное оружие свело на нет мундиры, от которых млели барышни и которые, увы, служили прекрасной цветовой мишенью во время сражения. Спортивная одежда, напротив, становилась все более привлекательной.

Единая форма для соревнований появилась на переломе XIX-XX веков: мужчинам понравилось состязаться в полосатых трико; более консервативные дамы, правда, не отказывались от широких юбок, кружев, оборок и вееров, даже играя в теннис или скача на лошади. И те и другие, если условия позволяли, не изменяли традиционным шляпам.

В 20-е годы прошлого столетия быть спортсменом уже оказалось модно. Олимпийские игры стали таким же значимым событием, как раньше - ратные развлечения. В большинстве европейских государств военная профессия потеряла былой престиж, что было не удивительно после крайне кровавой Первой мировой войны. Кумирами становились участники поединков спортивных - борцы, боксеры, футболисты, горнолыжники. Отдельные атлеты уже пользовались спонсорской поддержкой меценатов и правительств. Уже тогда началось превращение спортсмена в товар, а товару необходимо было иметь товарный вид. На смену униформе, сшитой сестрами, матерями и женами спортсменов, приходила "фирма". Одежда для состязаний постепенно превращалась в то, что мы видим сегодня.

В 1930-е годы единая спортивная форма для команды стала уже вопросом престижа, и тогда же к его решению подключились самые модные дизайнеры (включая Коко Шанель). Появился "спортивный стиль" в повседневной одежде. К тому периоду относится и явление народу вечно живой марки Adidas, а Англия - родина геральдики - повсеместно внедряла идею клубных эмблем. Тогда же окончательно оформились эстетические принципы спортивного внешнего вида: образ жирного буржуа с сигарой потерял актуальность, став объектом карикатур и насмешек, а успешной личности требовались подтянутость и спортивная элегантность. В Британии и США стало невозможно сделать серьезную карьеру не занимаясь спортом и не имея определенных достижений в этой области.

Советский спорт и красота

В СССР 20-30-х годов спортсмены были обласканы партией (являвшейся попутно генеральным спонсором) и народом, только вот больше чем на тусклые майки с логотипом спортклуба или сборной спонсор долгое время не раскошеливался.

Но мы снисходительно простим спонсора. Во-первых, даже это было прорывом по сравнению с формой еще двадцатилетней давности, когда спортсмены из простых социальных слоев состязались зачастую в повседневной одежде - длинных брюках, обычных ботинках, а то и в сапогах (по свидетельству очевидцев, первая настоящая спортивная форма появилась в магазинах Москвы в 1907 году и была по карману единицам). Во-вторых, международных контактов до окончания Второй мировой советский спорт практически не имел, так что и красоваться было не перед кем. Ведь спорт в СССР изначально выполнял несколько неожиданно подсобную функцию, не предусмотренную проектом де Кубертена, - функцию подготовки защитника государства. А, защищая государство рабочих и крестьян, вовсе не обязательно выглядеть стильно.

Для первого выезда советской сборной на Олимпиаду государство все же постаралось не упасть в грязь лицом. Великая гимнастка Лариса Семеновна Латынина, обладательница олимпийских 18 медалей разного достоинства (из них 9 золотых), вспоминает:

- Какой фурор произвела форма наших зимников! На параде все вышли в золотых пальто из нерпы. И красиво выглядело, и дорого. 60-е годы это были. Потом стали более скромно относиться к форме. Первое время нам надо было обратить на свою команду внимание, но потом уже все поняли, что команда СССР - это сила, и Олимпийский комитет решил, что дорогие ухищрения больше ни к чему. Когда я только начала выступать, мы получали со склада черные шерстяные купальники - 42-й, 44-й, 46-й размеры. Ни о каких подгонках речи и не было. Мы все эти купальники распарывали и на руках, потому что не было трикотажных швейных машинок, сшивали заново. И бока, все вырезы на купальнике под себя делали. У нас было категорически запрещено какие-то украшения делать. Краситься - да, мы красились, конечно. Прически всякие "фирменные" придумывали. Помню, на Олимпиаде 1966 года я выступала с модной тогда "бабеттой".

Часто нашим олимпийцам было неловко и обидно за свою форму. Лариса Латынина говорит, что порой плохая форма даже на результаты влияла:

- Я уже была старшим тренером, и, когда нашей сборной выдали форму, мы чуть не заплакали. Примерили - просто кошмар какой-то. Тогда председателем Спорткомитета был Юрий Дмитриевич Машин. Я одела трех девочек и сама оделась в эту форму. Пришли к нему в кабинет и говорим: вот, полюбуйтесь. Конечно, он говорит: у вас фигуры нестандартные. Отдал распоряжение - нам где-то убрали, где-то подшили. Когда получаешь сумку с такой вот формой перед выездом на соревнования, это на неделю испорченное настроение.

Так что вовсе нельзя сказать, что наши спортсмены были равнодушны к своему виду. Конечно, завидовали и всегда элегантным японцам, и пижонам-итальянцам, и респектабельным англичанам. Это чувство прекрасно помнит Александр Тимошинин, двукратный олимпийский чемпион по академической гребле:

- Хотя в СССР в государственной идеологии это было заложено - не обращать внимания на одежду, на форму, мы, конечно, внимание обращали. Представляете: 1968 год, мне двадцать лет. Мой первый выезд тренировочный был в Болгарии, и нам дали эту форму. Синий шерстяной костюм с белыми лампасами и белые буквы "СССР", которые мы должны были нашивать из фетра сами, как и герб, на красные майки. Но, все равно,  какое это счастье: своя, личная форма, пошитая на "динамовских" заводах! Нас одевали перед каждой поездкой, в соцстраны давали экипировку похуже, в капстраны - побогаче, там комплект побольше, кроме кед еще и кроссовки давали. О, что это было - кроссовки! Сначала я был в восторге.

- На фоне других команд вам понравилась ваша форма?

- Она была не особенно презентабельной, вообще ничего особенного. Порой очень неудобная, пошита непонятно как. Вот надеваешь - и портки под грудь, приходилось отрезать. Куртка вроде ничего, а после первой стирки рукава становились по локоть. Но самое удивительное, на Олимпиадах наши эти майки с гербами шли просто нарасхват. Едва Олимпиада заканчивалась, эти майки с нас просто сдирали! Спортсмены из других команд подходили и просто говорили: "Change!" За одну майку можно было выменять целый костюм - нейлоновый английский или американский костюм! У меня куртка американская жила с 1972 года, три года назад ее выкинул. Красивая такая была, темно-синяя с красными полосками, карман накладной, синие штаны с лампасами. Английские костюмы тоже были очень красивые: коричневая рубашечка и на воротнике аккуратненькие три адидасовские полоски цветов английского флага.

Дружеские обмены продолжались и позднее. Вот как рассказывает чемпион иного поколения - фехтовальщик Павел Колобков, олимпийский чемпион 1992 и 2000 годов.

- После перестройки СССР был очень в моде. Самый удачный мой обмен - олимпийка СССР на костюм Швейцарии. Я в нем и просто по улицам ходил, в начале 90-х это было очень модно, помните? Честно говоря, сейчас жалею, что поменял тогда свою майку с надписью СССР, - это же такой осколок истории!

Спортсмен как рекламный носитель

Когда телевизор наконец-то перестал стоить денег и вошел в каждую семью, как-то сами собой поменялись приоритеты олимпийского движения. За "наших" (русских, американцев, китайцев, венесуэльцев, греков) стали болеть те самые два, три или четыре миллиарда телезрителей. Что для бизнеса стало серьезным поводом для внедрения новых коммерческих стратегий, где неплохо бы эмоции упомянутых миллиардов и в дело вовлечь. Миллиарды не возражают: ну чуть-чуть реклама поднадоела, так ведь и потерпеть можно, коли свои победят!

Александр Тимошинин вот, например, считает, что и не стоит особенно скорбеть о былых олимпийских принципах:

- Американцам в 68 году заплатили по 50 тысяч долларов. Тем, кто медали получил. Мне же заплатили премию 1624 рубля на руки. В 1972 году - 560 марок вручили в Мюнхене и две с половиной тысячи рублей в Москве, вычтя подоходный налог. Конечно, самое ценное в Олимпиаде - что выигрываешь. Я сейчас вспоминаю те Олимпийские игры при коммунистах: за родину, за флаг выступали искренне. Но про американцев-то мы знали прекрасно! Сейчас все и вовсе свелось к деньгам. Осуждать это нельзя: жизнь так изменилась. Сейчас профессиональные спортсмены тренируются три раза в день, по 6-7 часов - никуда не денешься. За день спортсмен теряет 2-3 кг. Это же тяжелая работа. Конечно, она должна оплачиваться.

И спортсмены стали носителями имиджа страны - того самого пресловутого имиджа, без которого не обходится рекламная кампания по продвижению любого товара. В отличие от времен де Кубертена, нынешний спортсмен или команда не просто кумиры, но и "рекламные носители".

Среди создателей повседневной и парадной формы для олимпийцев практически отсутствуют суперзвезды мировой моды. Редкие исключения - Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. Они работали над формой французской команды в 50-60-е годы прошлого века, итальянский дом Emilio Pucci сотрудничает со своей олимпийской сборной. Лондонская гречанка София Кокосалаки - одна из сенсаций в моде сейчас - разрабатывает униформу не только для родной греческой сборной, но и для "массовки" разнообразных церемоний предстоящих афинских игр.

Такие монстры, как Adidas, Nike, Reebok, Puma, почти не в счет, их продукция является в основном "спецодеждой" непосредственно для соревнований. Их достижения не в имидже, а в функциональности. Хотя прижимистые французы все-таки заказали у Adidas форму к зимним играм 2002 года и получили ее бесплатно. Сотрудничество французских спортсменов с концерном продолжится в Афинах на тех же приятных условиях. Карден отдыхает.

Олимпийские комитеты стран - участниц соревнований чаще доверяют создание внешнего облика команды не гигантам мирового масштаба, а небольшим компаниям, авторитетным и пользующимся доверием на внутреннем рынке, а главное - знающим тему, местные особенности и разбирающимся в культурных отличиях своей страны. И главное, недорогим, а то и совсем бесплатно.

В России с формой сейчас нестандартная история: генеральный спонсор олимпийской команды - крупная и известная в модных кругах компания Bosco di Ciliegi, которая уже вторые игры экипирует спортсменов. Причем за это платит вовсе не государство, а сама компания, которая под это дело создала брэнд Boscosport. Эта форма была полностью отшита на итальянских фабриках и создана специалистами Bosco di Ciliegi вместе с командой итальянских дизайнеров. Полный комплект стоит порядка $3000, и для спортсменов их было изготовлено 420.

Как любой спонсорский проект, этот проект для компании весьма затратный. По финансовым итогам прошлых игр в Солт-Лейк-Сити по крайней мере ясно, что пока главный мотив спонсоров вполне себе меценатский: чтобы за державу не было обидно. Правда, в этом году форма будет активно продаваться по спортивным магазинам России. Что, возможно, хотя бы отчасти окупит расходы.

О национальной идее

Большой вопрос: каким образом должна быть видна в дизайне формы национальная идея?

Если в эпоху существования СССР сборная страны зачастую наряжалась в стиле "ответственный работник", или, как говорили иногда, "политбюро", то после перестройки в форме наших олимпийцев вообще начались разброд и шатание. Павел Колобков как раз в период этого разброда впервые выступал на Олимпиаде:

- В 1992 году форма - и повседневная, и парадная - была сшита в Югославии, ужасно некрасивая, такие цвета были некрасивые, зеленовато-коричневатые, и качество было ужасное. Да и выступали мы тогда объединенной командой СНГ, медаль мне вручали под олимпийский гимн, а вовсе не российский. Мы тогда завидовали форме сборных Италии, Франции, Германии. Нам всегда хотелось форму, которой бы завидовали представители других команд. И чтобы было понятно, что мы из России.

- Но вот юдашкинская форма была вполне себе с национальной идеей?

- Да, но все-таки хотелось бы, чтобы форма не только для парада, чтобы ее потом можно было надеть. Его форма с шарфами национальных цветов флага эффектно смотрелась именно на параде.

Для игр в Солт-Лейк-Сити за основу стиля в одежде Boscosport были приняты два образа легендарных соотечественников - Федора Ивановича Шаляпина и первого нашего олимпийского чемпиона, Николая Александровича Панина-Коломенкина, а также орнамент с российской копейки начала XX века (кстати, на самом деле это мордовский народный орнамент). Вполне по-русски и совсем не поверхностно. Правда, орнамент выглядел уж слишком "матрешечно", чего избежали в афинской коллекции, где "копейка" выглядит деликатней и интеллигентней, и логотип не слишком крупный, что тоже в духе времени. Главные цвета этой летней формы - цвета российского триколора, однако много белого - все же жару в Афинах обещают страшную. Также в дизайне спрятаны аккуратные реминисценции советской формы разных эпох.

Говорят, что костюмы для церемонии открытия и закрытия будут из белого льна, а разрабатывает модели и шьет их одна культовая итальянская модная марка (название нельзя произносить до того, как образцы будут утверждены Олимпийским комитетом).

Если в 70-х мы были скромны, зато непобедимы, то сейчас мы уж точно будем красивы, а вот состояние спорта под большим вопросом. Специалисты говорят, что на этой Олимпиаде глобальный исход наших тренеров на Запад не слишком скажется на спортивных результатах, но на следующей - уж точно. Нынешнее поколение спортсменов вырастили тренеры-фанатики своего дела, которых все меньше и меньше. И благодаря им спортивные шансы нашей команды вполне приличные. Следующих чемпионов пока растить некому, зато уже есть люди, которые пошьют для них замечательную форму. Правда, в спорте, в отличие от политики, побеждает далеко не тот, кто лучше "упакован".

За помощь в подготовке материала редакция журнала «Домовой»   благодарит агентство ИТАР-ТАСС и Галину Евгеньевну Горохову (российский союз спортсменов).

 

Дмитрий Лаптев, Анна Карабаш

Оценить статью
(0)