ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Из глины и камня рожденное чудо

Из глины и камня рожденное чудо

Латинское выражение “свет с Востока” в истории человеческой культуры означает понятие не просто географическое. Многие открытия пришли в мир с азиатского континента, cтав частью жизни миллионов людей. В их числе был и фарфор, созданный в Китае в седьмом веке, в эпоху династии Тан (607- 906 гг) .

Обжигая белую глину, каолин, и толченый полевой шпат, называемый китайским камнем, мастера создали белоснежную прочную массу, из которой рождались изделия с толщиной стенки, равной яичной скорлупе, прозрачные и элегантные.

Рецепт изготовления твёрдого фарфора являлся государственным секретом, разглашение которого каралось смертью.
Начиная с 1004 года центром уникального производства становится город Цзиндэчжэнь. В начале XVIII века в нем проживает около миллиона жителей и работает 3 000 обжиговых печей. В качестве жаропрочных красок мастера используют кобальт и гематит. Кульминация развития китайского фарфора пришлась на правление династии Минь (1368 – 1644 гг.), когда художники стали использовать эмалевые и, в частности, зеленую краски.
В 1745 году шведский парусник из ист-индийской компании возвращался после двухлетней экспедиции к берегам Китая. Не доплыв 900 метров до родной гавани, он налетел на подводную скалу и затонул с грузом китайского фарфора и других товаров. Ни тогдашние попытки поднять хоть что-нибудь с борта судна, ни недавние морские раскопки результатов не дали.

Жан-Эрик Нильссен, живущий в шведском Гетеборге, собирает китайский фарфор более двадцати лет и считается признанным его знатоком.
В его коллекции есть и тарелка c фамильным гербом графа Ф. Гулленберга, одного из владельцев ист-индийской компании, выполненная китайскими мастерами. Любопытно, что “облака “на тарелке возникли не волей художника, а являются следствием высокой влажности, которая была на корабле во время путешествия.

В поисках затерянных фарфоровых сокровищ Жан-Эрик посещает Китай, Малайзию, Сингапур. Во время одной из таких поездок он встречается с археологами и аквалангистами, поднявшими затонувший в XVI веке таиландский парусник Royal Nanhai, на котором везли селадоновые и фарфоровые вазы. Эта же экспедиция отыскала китайский корабль с аналогичным грузом, затонувший в XIX веке. Благодаря таким контактам, коллекция Жана-Эрика пополнилась новыми раритетами.

“Я знаю несколько сотен серьёзных собирателей фарфора, - говорит он, - мы делимся информацией и проводим совместную экспертизу, когда надо выявить подделку. Что касается товаров, продаваемых в системе e-bay, то, исходя из опыта, могу сказать, что 99% из них - подделка, и покупать предметы для коллекции там нельзя”.

Сегодня в самом Китае появляется всё больше богатых людей, поэтому античный фарфор дорожает. Но с другой стороны, уровень подделок так высок, что многие вполне обходятся ими, затрачивая меньше денег на покупку.

Что до соседа Китая по континенту, Японии, то летописи отмечают, что после неудачных попыток завоевать Корею в начале XVII века японцы привезли оттуда корейского мастера фарфора Ри Сампея.
Так в 1616 году в городке Арита, что в 800 милях к югу от Токио, началась история японского фарфора, принесшего в мир роспись, красочную и многоцветную. В сравнении с китайцами, работавшими в двухцветной сдержанной гамме, это стало новой эстетикой. И вскоре корабли голландцев и шведов начали привозить в Европу вазы и тарелки с цветущими деревьями и яркими цветами.

С тех пор как в XIII веке знаменитый итальянец Марко Поло познакомил Венецию с китайским фарфором, а корабли скандинавов начали плавать в Японию, правители европейских стран пытались наладить его (фарфора) производство. Но прошла не одна сотня лет, прежде чем рецепты и технология стали достоянием Cтарого Света. Первой давнюю мечту реализовала Италия. Именно там, в Виченце, был впервые после Китая найден каолин.

В англоязычном мире фарфор называют “china “ – “Китай” либо” porcelain”. Мало кто знает, что это слово произошло от итальянского “pоrcella” –“ поросенок”, по цвету материала и фигурке, которую изготовили во Флоренции по приказу герцога А. Медичи в 1575 году.
В 1706 г. король Саксонии и Польши Август Второй отпускает алхимика Боттнера, которого держал под стражей пока тот искал способ превращать металлы в золото, и поручает ему с графом Ширнхаузом совместную работу, который уже получил красный фаянс и был на полпути к заветной цели. В 1709 г. Боттнер изобретает твёрдый фарфор, идентичный китайскому. Он прозрачен, легок и резонирует в унисон звуку.

В январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург, что под Дрезденом, пущена первая европейская мануфактура твердого фарфора.
Наряду с изысканной посудой, расписанной бытовыми сценами, мастера выпускают статуэтки, изображающие музыкантов, садовников, сцены ухаживаний за дамой. Орнаменты изображают цветы, птиц и животных. Даже и сегодня ценителей поражают характеры мейсенских фарфоровых фигур, богатство красок.

Рецепт мейсенского фарфора был величайшей тайной до тех пор, пока один из работников фабрики не бежал в Вену, где выдал ее австрийцам.
Знаменитая на весь мир продукция выпускалась вплоть до налета американской и английской авиаций в 1945 г., сравнявшего город и фабрику с землей.

Первые английские фабрики в Челси и Дерби были открыты серебряных дел мастером по прозвищу Гугенот (по-видимому, уроженцем Франции) и работали с фаянсом. Роспись была синяя на белом; торговыми знаками были треугольник, серебряный и золотой якоря.
В начале XIX века здесь производят недорогую фарфоровую посуду. Позднее мастера из Уэльса и Шотландии возрождают традиции рококо, изготавливают животных и геральдические знаки, любимые британцами. Средневековые и китайские сюжеты с использованием жидких красок на фабрике в Ворчестере, лягушки, лилии и знаменитый анти-эстетический чайник “в стиле О. Уайльда” становятся визитной карточкой английского фарфора. А рисунки “под японцев” становятся такими популярными, что им начинают подражать сами японцы.

По другую сторону Ла Манша, во Франции, выпуск фарфора начинается в 1740 году. Фабрика в Венсене не только копирует изделия мейсенских мастеров, но и выпускает оригинальные цветы. Теперь французские аристократы выставляют в залах замков и дворцов красочные букеты из фарфора.

В 1748 году на фабрику приходит дизайнер Жан-Клод Дюплесси. Опекаемый маркизой де Помпадур, взявшей производство фарфора под своё крыло, он выпускает серию изделий, знаменитых и по сей день. В1759 г. производство перемещается в Севр. По указу короля только здесь могут использовать золото для росписи посуды. Отныне понятия “севрский” и “французский” фарфор становятся синонимами. Продолжая традиции, здесь выпускают сервизы, шкатулки, корзины для фруктов, настольные украшения.
Вплоть до 1770 года французы работают с мягким фарфором, “бисквитом”. Полуматовый, схожий с мрамором и легкий в обработке, он идет на изготовление гемм, медальонов и бюстов.

Благодаря таланту художников Башелье и Элло, возникают известные севрские цвета, “глаз куропатки”: зеленые, золотые и синие точки, сетчатые узоры и круги. Отсюда берут начало классицизм и стиль ампир, подхваченные всей Европой.

Севрский фарфор по-прежнему остается одним из самых коллекционных, его изделия находятся во многих музеях . Собрание Уоллеса в Лондоне, относящееся к XVIII веку, является вторым по ценности после королевского. Коллекция (1802 - 1875 г.г.) включает в себя 137 ваз , 80 чайных приборов, фигуры из “бисквита” и другие раритеты.
В Лос-Анджелесе открыта для обозрения замечательная коллекция изделий венсенского фарфора (из коллекции П. Гетти).

В Хартфорде, Коннектикут, в постоянно открытой коллекции Д. Пирпонта Моргана также находится 250 образцов французского фарфора XVIII века из Сен-Клод, Виллерой-Менесси, Венсена и Севра.
Безуспешные попытки производить фарфор в России и выведать секреты у мейсенских мастеров предпринимал Петр Первый. За год до его смерти в Москве была открыта первая фаянсовая фабрика.

Посланный Российской академией в 1736 году “в немецкие земли для изучения химии и металлургии“ Д.Виноградов, пробыв в Саксонии восемь лет, вернулся на родину c собственными идеями. Проведя сотни экспериментов, в 1752 году он открывает оригинальный способ получения твёрдого фарфора, благо каолин в России уже был найден. В петербургских архивах 1753 года есть сведения о заказах на фарфоровые табакерки и коробочки для нюхательной соли.

Екатерина Вторая тоже пытается организовать в России фарфоровое производство, но посуду лично для себя продолжает покупать в Западной Европе.

В 1789 г. известная фабрика в Копенгагене получает заказ от императрицы на столовый сервиз, ставший одним из самых знаменитых в истории. В него вошло 1602 предмета. Темой росписи вручную стали цветы, растущие на датских полях. Работа над сервизом продолжалась тринадцать лет, так что пользовалось им уже следующее поколение Романовых.
Тридцать лет собирает русский фарфор американец из Висконсина Р. Пайпер. У него одна из лучших в США частных коллекций российского императорского фарфора.

Интерес к собирательству у Р. Пайпера зародился во время посещения блошиного рынка в Лондоне (1957 г.), где сделал первые покупки. Позднее он приобретает предметы севрского фарфора, изготовленные по заказу царского двора и шедевры Российской фабрики в Петербурге (до 1917 г.).
После визита в город на Неве в 1975 году Пайпер приобретает блюда из царского сервиза с узнаваемым российским орлом и святым Георгием Победоносцем. Его собрание пополняется вазой Николая Первого, расписанной по мотивам Рафаэля, посудой, купленной женой герцога Саксонии, княгиней Марией Павловной, в 1804 году и другие.
Сегодня в коллекции Р. Пайпера 400 экспонатов: вазы, банкетные сервизы, пасхальные яйца. Коллекционер не считает себя снобом и, покупая поврежденные временем предметы, считает, что важнее сохранить цепочку эволюции уникального ремесла.

Что до коллекционного российского фарфора, то наибольшим спросом у собирателей пользуется фарфор “агитационный”, возникший сразу после Октябрьской революции. Среди художников, работающих над агитками, был основатель супрематизма К. Малевич, его ученик Н. Суэтин, художники C.Чехонин, Н.Альтман и другие. Лучшие образцы этого фарфора продают на аукционах; его приобретает Эрмитаж и другие музеи мира.
Об истории фарфора, его коллекциях и мастерах из разных стран мира изданы сотни книг и каталогов. Нам еще предстоит познакомить читателей с историей американского фарфора.

Подражая богу, человек создал фарфор - из смеси глины и полевого шпата. Подобно богу, вдохнул в него душу и красоту, которая волновала и будет волновать ещё не одно поколение людей.

 

Семен Бурда

 

Источник: «Русский базар»

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту