ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Европа должна проявить терпение и понимание по отношению к России

Европа должна проявить терпение и понимание по отношению к России

Природоохранное законодательство Российской Федерации нуждается в совершенствовании. По какому пути продвигаться в этом направлении? Насколько полезен может быть здесь европейский опыт? Об этом журналу «Европа» рассказал доктор Альфред Келлерманн, который руководил проектом программы Тасис "Гармонизация нормативной базы в области охраны окружающей среды". В ходе работы, продолжавшейся более года, выработаны рекомендации, которые могут дать России значительный экономический эффект.

- Насколько известно, ваш коллектив ограничил сферу рассмотрения только законодательством, касающимся промышленного загрязнения. Чем был продиктован такой выбор?

- Во-первых, тем, что оно представляет собой значительную угрозу здоровью людей. Во-вторых, в области экологии - это одна из главных российских проблем. В-третьих, в России сейчас продолжается экономический рост, и недостатки в природоохранном законодательстве могут усугубить экологическую ситуацию. Вот почему нынешний момент представляется нам оптимальным, чтобы усовершенствовать как законы, так и практику их применения. Причем эксперты солидарны во мнении: принятие более эффективных инструментов природоохранной политики, безусловно, в интересах российской промышленности и населения страны в целом.

Еще я хотел бы отметить следующее. В своих рекомендациях мы исходили из двух основных предпосылок. В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве - важнейшим документом, определяющим взаимоотношения ЕС и РФ, - Россия взяла на себя обязательства по гармонизации своей законодательной базы с законами и практикой Европейского Союза. Второе условие - полное согласование проекта с Экологической доктриной Российской Федерации.

- И каковы же предложения, родившиеся в итоге работы проекта? Они, наверное, основываются на европейской практике?

- Да. Исходя из сказанного выше, такой вывод представляется логичным. Ведь перед промышленностью России и ЕС стоят похожие задачи. И главная из них - обеспечение устойчивого развития. Поэтому России, право же, нет смысла изобретать велосипед.

Наиболее важным законодательным актом в природоохранной сфере Союза является директива по Комплексному контролю и предупреждению загрязнения окружающей среды (ККПЗ). Она способна служить той базой, на основе которой можно сравнить практику выдачи экологических разрешительных документов в РФ и в ЕС. В чем преимущества ККПЗ?

Эта практика максимально сосредотачивает внимание на отраслях, создающих особенную экологическую нагрузку. В сферу компетенции этой директивы мелкие и средние предприятия не входят. Для них предусмотрены упрощенные процедуры.

Предельно допустимые нормативы загрязнения основываются на наилучших из имеющихся технологий (ВАТ). К их разработке подходят комплексно, условия варьируются в зависимости от отрасли и типа объекта, учитываются местные факторы.

Окружающая среда в этом случае рассматривается как единое целое, во внимание принимаются все воздействия на нее. Важно и то, что комплексное разрешение выдается одним органом, а если требуется участие других ведомств, то координация осуществляется им же.

Вот почему внедрение в России системы комплексного природоохранного разрешения на основе ВАТ будет стимулировать эффективность использования ресурсов и инновационную деятельность. Это - наша главная рекомендация.

- На какой срок, на ваш взгляд, должно быть рассчитано такое разрешение?

- Не менее чем на пять лет. Мы полагаем, что эти обязанности в России можно было бы возложить на плечи министерства природных ресурсов и его региональных органов. Причем выдаваемый документ должен регулировать ситуацию не только с выбросами, сбросами и размещением отходов, но и использование энергоресурсов и сырья, а также шумовое загрязнение. Стандарты предельно допустимых концентраций должны быть реально достижимы, сосредоточены на краткосрочной перспективе, но однозначно основаны на ВАТ.

- А наказание за нарушение? Насколько суровым оно должно быть?

- Я бы предпочел другой термин. Санкции за нарушение условий, предусмотренных в разрешении, должны быть убедительны и эффективны, они должны быть соразмерны совершенным прегрешениям.

- И все же, приведите какой-нибудь пример.

- Сошлюсь опять-таки на европейскую практику. В конце прошлого года Испания была оштрафована на 624 150 евро в год за то, что 1 процент пляжей в этой стране не соответствовал стандартам, установленным Директивой ЕС для мест общественного купания. Эту цифру надо умножить на 20 - столько нашлось таких участков побережья - и мы получим общую сумму ежегодного штрафа в 12 миллионов 483 тысячи евро. Вот и судите, что обойдется дешевле - платить каждый год штраф или навести порядок.

- Считаете ли вы успешными те преобразования, которые предпринимаются в России в последние годы?

- Безусловно. Конечно, не всегда они происходят так быстро, как хотелось бы. Но я в таких случаях всегда призываю своих европейских коллег к тому, чтобы они проявили терпение и понимание. Россия прошла за минувшие 12 лет очень большой путь. Но нельзя же ожидать, что она за этот срок добьется тех же результатов, для достижения которых Европе потребовались десятилетия.

Беседовал Александр Степанов

 

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту