Предыдущая статья

Есть такая партия!

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Вопросы, поднятые членом Центрального совета СПГ Александром Чуевым в опубликованном информационным агентством «МиК» интервью, принципиально важны не только для православной общественности, но и для перспектив общественного действия в постлиберальной России в целом.

Совершенно верной представляется постановка вопроса о необходимости скоординированной деятельности по защите прав религиозного большинства в национальном масштабе. Сегодня очевидно, что без участия Церкви и верующих невозможно ни преодоление демографического кризиса и многих других проблем, без которого достойное будущее нашей страны невозможно, ни стабильное развитие государства как солидарно действующего союза администрации и граждан. Мы в полной мере разделяем озабоченность Александра Викторовича политической и общественной активностью нетрадиционного ислама, возможности которого не в пример шире, чем у организаций православного религиозного большинства. Союз Православных Граждан неоднократно обращал внимание общества и власти на угрожающие тенденции в этой сфере.

Если же говорить об общероссийском православном действии, о защите прав религиозного большинства страны, необходимость которого ясна сегодня каждому и всем – мы не можем закрывать глаза на очевидные проблемы, без учета которых любые попытки общеправославной консолидации не только будут бессмысленны, но могут быть и вредны для общего дела. Ситуация на сегодняшний день такова, что в Москве и в регионах действуют как собственно православные организации, так и группы, прикрывающиеся именем Православия для пропаганды чуждых церковному учению идей.

Даже говоря об адекватных группах, действующих с благословения Священноначалия и принципиально чуждых проявлениям нездорового радикализма, мы видим, что естественным и закономерным образом их деятельность разнопланова. Кто-то занимается в первую очередь защитой общественной нравственности, кто-то – противодействием сектантам, кто-то – просветительской и социальной деятельностью, и так далее. В некоторых регионах, например – в Екатеринбурге, православным общественным организациям удалось стать заметной политической силой, с которой считается власть. Православный фактор пытаются использовать различные политические силы.

Как в этой ситуации мы можем построить эффективную общеправославную организацию? Мы помним предыдущие попытки ее создания; их неуспех может научить нас в первую очередь тому, что принцип прямой централизации в наших условиях неэффективен. Можно собраться во Дворце съездов, можно раструбить на всю Россию о создании новой мощной организации, потратить на это кучу денег, и так далее. Прямых гарантий успеха это не дает.

Православное общественное действие не может быть спущено сверху, оно может начинаться только с деятельности православных активистов на местах, ведущих реальную работу. Поэтому и общеправославное движение должно и может быть построено прежде всего на координации существующего и ведущегося православного общественного действия на местах и на политическом представительстве интересов религиозного большинства на федеральном уровне.

Существует ли сегодня организация, направленная на решение подобных задач? Это Союз Православных Граждан. Принцип устройства Союза предполагает ассоциированное членство православных организаций различной направленности. Деятельность Союза осуществляется с благословения Священноначалия и охватывает не только Россию, но и зарубежье. Закономерным образом перед Союзом встает необходимость участия в правозащитной деятельности, и такая деятельность ведется: защита канонического Православия на Украине, прав и свобод православных верующих; защита прав православных в «Татарстане»; борьба за «Основы православной культуры»; работа по противодействию неприемлемому законопроекту Лаховой; борьба против сооружения в Москве кришнаитского капища; участие в судебных процессах против национал-экстремистов, поливающих грязью наши святыни и разжигающих ненависть к Церкви и верующим; противодействие антицерковным политтехнологическим проектам в информационной сфере, и многое другое.

Последний пример – участие Союза Православных Граждан в защите Православной Церкви в Приднестровье, где по наущению столичных «специалистов по религии» чуть не прошел закон, предусматривавший тотальный контроль над Церковью, епархиальный секретарь был арестован по надуманному обвинению и вместе с правящим архиереем обвинен чуть ли не в попытке государственного переворота! Работы очень много, ее хватит на всех. Если у Александра Викторовича есть ресурсы, возможности и люди для создания еще одной православной организации, то дело для нее безусловно найдется.

Но не дай Бог нам делиться и разделяться между собой; «не устоит царство, разделившееся в себе». До сих пор наиболее существенную поддержку правозащитной деятельности СПГ на имперском пространстве оказывали депутаты Государственной Думы Нарочницкая, Бабурин, Затулин, Крутов, Савельев, и другие, большинство из которых входит в СПГ. Мы вправе ждать от Александра Викторовича помощи не только на словах, но и на деле, в частности – по таким принципиально важным вопросам, как судьба федерального образовательного стандарта, в настоящем своем виде антиправославного; противодействие антицерковной истерии в СМИ; законодательные меры по защите общественной нравственности; парламентская поддержка канонического Православия на Украине, и многое другое, о чем мы не устаем говорить.

Если мы сейчас начнем распылять свои силы на создание «суперобщеправославных» организаций, это лишь порадует наших врагов. Задачи сегодняшнего дня: продолжение аналитической работы по вопросам, актуальным для Церкви и верующих, уже ведущейся СПГ; продвижение известных законопроектов и разработка новых, предполагающих установление полноценных партнерских отношений Церкви и государства и защиту прав и интересов религиозного большинства; создание эффективной системы мониторинга правовой и общественно-политической ситуации на местах; отработка механизма эффективного и быстрого реагирования, в том числе – на парламентском уровне, на факты нарушения прав верующих и Церкви.

Когда мы говорим о координации деятельности православных организаций, мы должны понимать, что если бы кто-то и должен был ими командовать, то это была бы Церковь. Однако владыка Кирилл недвусмысленно заявил, что Священноначалие не стремится к контролю над православно-общественными организациями, и сами они не нуждаются в таком контроле; взаимодействие возможно в первую очередь в силу нахождения в общей системе традиционных православных ценностей, единством веры и любви к России. На этих принципах и должна строиться наша работа. Кто защитит православных? В первую очередь – Бог. Во вторую – сами православные, действуя не порознь, но вместе.

                                      

Кирилл Фролов,

пресс-секретарь Союза православных граждан