Сам Шекспир не сочинил ни одной пьесы

Сам Шекспир не сочинил ни одной пьесы

23 апреля исполнилось 440 лет со дня рождения Вильяма Шекспира. Что же удалось узнать человечеству за эти почти четыре с половиной столетия о жизни драматурга, которого все единодушно считают гением? Оказывается, не так уж много.

Все, что посчастливилось раскопать, укладывается в короткую фразу: "Родился, женился, стал переделывать чужие пьесы, писать свои, потом составил завещание и умер". Не густо. Более того, Шекспир не оставил ни одного автографа. Это и создало благодатную почву для всевозможных сомнений и гипотез. К тому же, многие исследователи считают, что человек без университетского образования не мог написать столько пьес на такие разнообразнейшие сюжеты. Кому только ни приписывали это наследие - и Фрэнсису Бэкону, и королеве Елизавете и даже... жене Шекспира - всего 57 кандидатов. Подоплека всех этих версий - в том, что трудно объяснить сей феномен, пишет «Сегодня» .

Кое-какие факты. Родился в Стратфорде-на-Эйвоне. Общепризнанный день рождения - 23 апреля. Следующий зафиксированный факт - женитьба в 1582 году на Энн Хетеуэй, которая родила ему троих детей. О последующих 10 годах жизни Шекспира нет достоверных сведений. Возможно, работал учителем, а вероятнее всего - уехал с актерской труппой в Лондон. В девяностые годы XVI века к нему приходит известность - созданы ряд пьес, сыгранные труппой "Слуги лорда-камергера". Сам Шекспир был в ней актером. В 1596 году, благодаря своему поразительному успеху в театре, внук земледельца был пожалован дворянским титулом. В 1599 году строят знаменитый шекспировский театр "Глобус". Как и большинство остальных лондонских театров, он представлял собой круглое деревянное сооружение без крыши. В такой театр могло набиться до трех тысяч зрителей. Но не стоит думать, что шекспировский театр был тем, что мы теперь относим к "массовой культуре". Подобную "культуру" той поры представлял собой балаган, где английскими бульдогами травили русских медведей. Предположительно в 1610 году Шекспир вернулся в Стратфорд-на-Эйвоне, где и умер 23 апреля 1616 года. Большинство пьес были изданы при жизни с комментарием "шли в театре с большим успехом", но часть этих изданий были "пиратскими", т.е. печатались без ведома автора и с невыверенными текстами. В то время понятие об авторском праве только зарождалось, и рукописи принадлежали театру, а не автору. Полная же подборка пьес Шекспира была издана в 1623 году. Кроме пьес до нас дошли две поэмы и сборник сонетов.

Сонеты заслуженно отнесены к жемчужинам мировой поэзии. Написаны были, вероятно, в период 1590-х годов и опубликованные без разрешения Шекспира в 1609 году. Часть из них посвящена "единственному вдохновившему: мистеру W. Н.". С тех пор велось много споров насчет того, кем мог быть этот загадочный W.H. - это и Генри Роусли, и Уильям Херберт, и некий юноша из труппы Шекспира (как мы знаем, женские роли в то время исполняли молодые актеры с высокими юношескими голосами); вплоть до предположения о том, что сонеты были сочинены неизвестной женщиной. Последние 28 миниатюр посвящены некоей "смуглой даме". Сонет 144 как бы объединяет эти разновекторные страсти:

"На радость и печаль, по воле рока,

Два друга, две любви владеют мной:

Мужчина, светлокудрый, светлоокий,

И женщина, в чьих взорах мрак ночной..."

Что ж, видимо истинный смысл сонетов почти наверняка никогда не будет познан.  Легенды и были о пьесах. "Весь мир лицедействует" - красовалась надпись на фронтоне театра "Глобус". Действительно, Шекспир почти ни одной пьесы не сочинил. Он заимствовал не только сюжеты, но и персонажей, даже текст зачастую оказывался цитатой. И делал он это ради того, чтобы найти со своей аудиторией общий, убедительный для нее язык, оперируя известными всем фактами. Только не вздумайте изучать историю и географию по этим пьесам - и густого леса нет возле Афин, и исторический Гамлет не мог видеть крепости Эльсинор, и Макбет был не таким кровожадным. Эрудиция Шекспира оказалась на поверку весьма поверхностной. "События, представленные в пьесе, историческим фактам не соответствуют" - такая надпись на программке встречает зрителя теперь, когда он приходит смотреть "Ричарда III" в Шекспировском Мемориальном театре.

Легенда о Ромео и Джульетте - пожалуй, самая знаменитая в истории мировой культуры любовная история. Фабула восходит к итальянской новелле. Уже в 1597 году трагедия была издана с указанием на титуле, что много раз шла "под большие аплодисменты". В XVII столетии шекспировский том видели прикованным на цепи в библиотеке Оксфордского университета - ради сохранности. А страницы "Ромео и Джульетты", особенно сцена свидания на балконе, были зачитаны буквально до дыр. В XVIII веке пьеса шла на лондонских сценах сотни раз, правда, не избежала переделок - в целом ряде постановок герои возвращались к жизни.

Письма в Верону, адресованные Ромео и Джульетте, приходят до сих пор, примерно по шесть - каждый год. Стены "Дома Джульетты" исписаны любовными признаниями, а к предполагаемой гробнице юной героини приходят многочисленные паломники.

Сюжет "Отелло" тоже почерпнут из итальянской новеллы. Особенности характера главного героя позволяли мастерам сцены исполнять эту роль в любом возрасте. Английский актер романтической эпохи Эдмунд Кин выступал в этой роли практически всю свою актерскую жизнь. Его карьера оборвалась во время этого спектакля. Ему стало плохо и, не нарушая размер стиха, он вдруг произнес срывающимся голосом "О господи, я умираю! Скажи им это, Чарльз!" - и потерял сознание. Слова были обращены к сыну, который играл Яго. Пожалуй, ни одна из шекспировских трагедий не вызывала непосредственного сопереживания зрителей в силу житейски понятного конфликта. Взрослые зрители подчас вели себя как дети, которые кричат актерам "Не верь!" История постановок "Отелло" в разные времена и в разных странах полна трогательных и трагикомических эпизодов.

"Укрощение строптивой". На этот раз Шекспир решил показать зрителям животрепещущий сюжет о сватовстве и начале семейной жизни. Среди русских версий следует отметить перевод Александра Островского, который поначалу был возвращен автору с пометами "около ста недопустимых мест" и цензорским заключением: "Г-н Островский, известный уже своею грязною пьесою "Свои люди - сочтемся", запрещенной цензурой III отделения и по высочайшему повелению, сделал и в настоящем случае неудачный выбор".

...Что ж, невзирая на невероятное количество исследований о Шекспире, тайна гения, как и столетия назад, будоражит умы обывателей, пробуждая новые домыслы. А его произведения, напротив, будят фантазию истинных творцов.

Наталья Куляева

 

Оценить статью
(0)