Единственный штат, в гербе которого портрет человека - первого Президента страны Джорджа Вашингтона. А еще в нем есть городок с самым необычным названием - Отелло (правда, за всю историю городка там никого еще не судили за убийство из ревности). Все остальное, как и в других уголках страны: дивная природа, схожая история...
Первым здесь в далеком 1774 году появился испанский моряк Хуан Перес, именем которого сейчас назван пролив, отделяющий штат от Канады. Следом приплыли англичане. Один из них - Джон Мирс - в 1788 году узрел пик горного массива, который напомнил ему знаменитую греческую гору Олимп и обозвал все увиденное Олимпией. Название так понравилось, что и столицу штата, в которой сейчас проживает 150 тысяч жителей, тоже назвали Олимпией, пишет «Русский базар» .
Исследование тихоокеанского побережья и горного массива шло с трудом и связано с именами англичанина Джона Ванкувера и американца Роберта Грея (а я-то по простоте душевной думал, что это романтическое имя придумал автор «Алых парусов» писатель А. Грин). Он, кстати, открыл гавань, названную его именем, и исследовал устье реки Колумбия. Оставили здесь свой след и знаменитые Льюис и Кларк, которых Томас Джефферсон послал исследовать сухопутные пути к Тихому океану после покупки им территории Луизианы.
Они с честью выполнили его задание и вышли через горы к устью реки Колумбия, где позже, в 1811 году, Джон Астор заложил первую факторию по скупке пушнины у местных индейцев. Земли эти, сперва, входили в территорию Орегон и только в 1853 году выделились отдельно, уже под названием Вашингтон.
Местность заселялась медленно, большую ее часть занимали непроходимые горы с хвойными лесами. Причем горный хребет четко делил ее на две части: причем на одной шли долгие, затяжные дожди, на другой - ясно светило солнышко. Первый оседлый поселенец некий Эдмунд Сильвестр появился здесь только в 40-х годах XIX столетия. И права штата Вашингтон получил довольно поздно, в январе 1889 года. Стал он 42-м штатом по счету. Сейчас проживает на его территории примерно 5 миллионов человек.
Главный город - Сиэтл, известный ныне своей грандиозной телевизионной башней, откуда обозреваются весь город и дали неоглядные. Начинался он как порт и лесоперевалочный пункт. И первые пришельцы-работники были, естественно, мужчинами. Мужское сообщество, тоскующее по женской ласке, чувствовало себя обездоленным. Это сказывалось на производительности труда и на притоке новых поселенцев, да и на нравственности. И тогда некий Аса Мерсер снарядил целый караван фургонов и отправился на Восток за невестами. Вернулся он обратно, заполнив фургоны незамужними девицами различной спелости и целомудренности. То-то радости было в Сиэтле! Девиц этих так и прозвали «Merser ’girls». Фамилия Мерсер - одна из самых почитаемых ныне в этом городе.
Сиэтл известен своей судостроительной индустрией и как порт, перерабатывающий миллионы тонн грузов. Варят здесь и славное местное пиво. Побережье усеяно устричными фермами, снабжающими этим деликатесом не только Сиэтл и близлежащие города, но даже и далекий Нью-Йорк. (Знатоки, заходящие в известный «Устричный бар» на Гранд-Централ вокзале, уверяют, что между тихоокеанскими и атлантическими устрицами есть огромная разница. Ну, ну!).
Кроме прекрасных музеев и симфонического оркестра, есть в городе еще одна довольно необычная достопримечательность: памятник Владимиру Ильичу Ленину. Да, да, именно ему, «вождю мирового пролетариата». Как он здесь появился, в цитадели «загнивающего империализма»? Стоял он в словацком городе Поприд и был низвергнут с пьедестала в 1889 году. Выкупил его предприимчивый американец Льюис Карпентер в надежде выгодно перепродать.
Дело в том, что Ильича создал известный европейский скульптор Эмиль Венков, который работал над ним долгих 10 лет. И, действительно, памятник отличается от сонма других изображений в кепочке с указующей в светлое будущее рукой. Это поистине революционер, в огнях пламени и в окружении оружия разных видов. Воин, а не книжный педант. Но, увы, попытки продать вождя за 150 тысяч долларов не увенчались успехом. И после смерти владельца в автомобильной катастрофе сестра его подарила скульптуру одному из районов Сиэтла Фримонту. Район этот особенный. Живут здесь студенты коммунами, художники, поэты, технократическая богема... Все они, как правило, отчаянные леваки. При въезде во Фримонт красуется лозунг «Свобода быть особенным и странным».
Прославились местные жители еще и тем, что в 1994 году попытались отделиться от города и стать «отдельной независимой республикой». Так что Ильич в своей компании. 7 ноября у постамента кто-то неизменно кладет букетик цветов.
И все-таки главная достопримечательность штата Вашингтон не гордый город Сиэтл, а Олимпийский Национальный парк-заповедник. Еще в 1897 году президент Гровер Кливленд объявил часть Олимпийского леса заповедной зоной, а в 1938 году Ф.Д. Рузвельт подписал указ о создании Олимпийского Национального парка. Заповедник по-американски не означает, что туда не должна ступать нога человека. Ничего подобного. Туристам здесь рады, ибо их плата пополняет счет парка находящегося, правда, на государственном содержании. Для туристов проложены по окраинам заповедника асфальтированные дороги, устроены кемпинги, приготовлены места, где можно разжечь костры и поставить палатки. Проложены специальные пешеходные тропы, от одномильной до специальной 20 миль (а это уже целый туристский поход). Конечно, действуют запреты, которых законопослушные американцы четко придерживаются.
В заповеднике нельзя кормить животных, ибо, привлеченные дармовой пищей, они начнут досаждать туристам. Ну ладно там белка или дикий канадский гусь. Ну а если на ваш костерок выйдет ватага медведей-гризли, которых здесь в изобилии? Что тогда делать? Кстати, в памятке которой снабжают всех туристов, записан совет, как отбиться от ягуара! Надо, оказывается, пристально смотреть ему в глаза, махать руками и кричать. Представляете себе эту картину?! Ну, конечно, в заповеднике нельзя охотиться, добывать полезные ископаемые, строить дороги....
Самое примечательное место - горячие источники Сол Дак. Заплатил небольшую денежку - и купайся в целебной воде сколько душе угодно! А рядом - горные озера с кристально чистой, прозрачной водой. Одна ночь в палатке под соснами с созерцанием звездного неба дорогого стоит. Ежегодно Олимпийский Национальный парк посещают сотни тысяч туристов.
У штата два прозвища: «Вечнозеленый» и «Чинук». Второе - по имени индейского племени, жившего здесь, и переводится оно как «плоскоголовый». У них было принято к голове новорожденного младенца привязывать туго дощечку... и так до трех лет, не снимая. Форма головы получалась соответственно плоская. Воистину красивым быть не запретишь!
Девиз штата: «Алки», что в переводе с того же индейского означает «спеши».
Михаил Голлер